Базовые материалы
(Лаборатории перспективных технологий образования)
 
 
Развитие или деградация?
 
 
В период с 1993 по 1995 гг. в ЗАО «Гуманитарный фонд» проводилось интенсивное изучение того глобального исторического процесса, который к этому времени уже получил совершенно устойчивое развитие в России. Системное знание этого процесса было получено благодаря новому научному методу «Методу комплексного структурного анализа индексированных факторов ситуации» (МАС). Исключительная эффективность метода стимулировала его применение и в других исследованиях, в том числе и в области познания человека, что имело вполне прагматичное значение в разработке новых методов маркетинга. Те выводы, на которые натолкнулись исследователи, совершенно иначе объясняли многие широко известные явления. Совокупность основных выводов легла в основу «Теории отстранения», в которой Государственным Экспертным Советом в 1996 г. было отмечено «новое раскрытие проблемы».
Согласно Теории отстранения, мышление человека, реализуемое в диапазоне двух полярных установок -
экстравертных и интровертных, за последние 200 лет существенно сместилось к интровертным установкам и в настоящее время испытывает их безусловно доминирующее влияние. При этом в области именно интровертных установок (интровертная сфера мышления) концентрируются все деструктивные мотивы поведения (или компоненты мышления), в отличие от экстравертной сферы, аккумулирующей продуктивные модели поведения, извлекаемые их окружающего материального мира. Если данная теория верна, то следует признать, что наркомания, суицид являются нормальными продуктами современного процесса мышления. Так же и терроризм (агрессивная интровертность) попадает под такие продукты сознания. Более подробно о Теории отстранения мы писали в статьях «Человеческое мышление спасет Природа» («Мост», № ?199?г.), «Гуманитарный фонд предупреждает» («Личность и Культура», №1, 1999г.)
В упомянутом заключении ГЭС разработчикам Теории отстранения (в 1996 г.) предлагалось обсудить проблему в рамках «Открытой трибуны Университета педагогического мастерства». Однако мы не воспользовались этим любезным предложением в связи с тем, что сам метод (МСА), с помощью которого данная теория была разработана, еще не прошел к тому времени практическую апробацию, и мы не считали возможным вовлекать в обсуждение проблемы новые круги специалистов, занятых решением важных проблем. Сегодня мы считаем, что наш научный метод уже дал положительные результаты. Разработанный на его основе прогноз развития России до 2015 г. (ДРР) с 1995 г. по настоящее время дал полную сходимость прогнозируемых и реальных обстоятельств. Уже различимые ближайшие перспективы тоже совпадают с прогнозами. Таким образом, с помощью данного метода был создан беспрецедентный научный продукт - прогноз развития целого государства на четверть века вперед. Такой итог возвращает нас к Теории отстранения как инструменту глубокого анализа процессов мышления человека.
Применение этого инструмента уже дало некоторые интересные на наш взгляд результаты. В статьях «Как я мыслю, так и существую» и «Математика личности» («Личность и Культура», №№ 1,2, 2000г.) уже были показаны, в частности, связи между типом мышления (экстравертный - интровертный), его содержательной частью и энергетическим балансом организма. Здесь мы хотим коснуться того, как образовательные программы современной средней школы могут влиять на процессы в сознании человека.
Третье частное следствие Теории отстранения прямо указывает на то, что
уже на ранней стадии развития ребенка в начальной школе существуют предпосылки для «сегрегации деструктивных компонентов мышления» в виде аномальной активизации интровертного мышления. То есть в сознание школьника вносится вирус интровертных установок, которые затем в аномальном варианте порождают наркоманию или детский суицид. Но рассмотрим эту острую проблему более детально.
 
За исходные положения принимаем следующие. Первое - в начале жизни у ребенка более активизированы экстравертные установки. Интравертный тип мышления не развит, механизм его включенности в общий комплекс мыслительного процесса не сформирован. Второе - внешним выражением первого положения является то, что у ребенка преобладает образное мышление, строящееся на логике ассоциативных связей. Третье - образовательная программа призвана активизировать интровертный тип мышления, строящийся из вербального материала. Данный материал структурируется на основании логики причинно-следственных связей, использующих языковые, вербальные средства соотношения. Главная установка образовательной программы ориентирована на получение интровертного продукта.
Четвертое - другой, кроме как это утверждается Третьим положением, образовательная программа быть не может, потому что любая программа обязательно требует формальных признаков реализации. Контроль, обязательный в любой программе, может оперировать исключительно формальными признаками, а здесь приемлемы только вербальные и никакие образные, ассоциативные технологии. Поскольку вербальные технологии предполагают преимущественно интровертный тип мышления, то можно сказать, что в основу программ обычной средней школы заложены интровертные технологии. Пятое - в отсутствии необходимых стимуляторов экстравертный тип мышления пассивизируется.
 
Все сказанное наглядно демонстрирует рисунок А на приведенной диаграмме. Так как процессы в природе развиваются в основном по экпотенциальному закону, на рис. А приведены экспоненты Интровертной сферы мышления (ИВС) и Экстравертной (ЭВС). Прямая СП отражает уровень суммарного потенциала личности, у нас для наглядности СП дан в виде условной суммы величин ЭВС и ИВС. Считая, что диаграмма выражает параметры среднего человека, разместим на ней некую кривую «ОП», которая будет отражать функцию Образовательной программы в школе. Понятно, что эта кривая должна быть выше графика ИВС, но непременно без большого разрыва, иначе материал программы не будет усваиваться школьником... Но тогда мы будем иметь значительный разрыв между ОП и ЭВС. Т. Е. Развития ЭВС не предусмотрено в принципе. Активность и содержательная наполненность ЭВС будет непрерывно снижаться
До точки пересечения ОП и ЭВС «К» можно говорить о стирании части сознания, осуществляемой методически, своего рода насильственным путем. За точкой «К» (критической точкой) переживающая системную депрессию ЭВС деградирует автоматически, не имея области применения. Кроме того, в сознании человека ЭВС подавляется исключительностью ролевых функций ИВС. Теперь уже само сознание «добивает» свою отмирающую часть. Такое положение можно назвать «стерилизацией сознания». Последует ли за этим мутация?
На рис. А мы видим постоянную величину СП (суммарный потенциал) личности, см. выше. Но это негативный факт, так как логичнее допустить, что с возрастом величина СП будет расти. В данном же случае она у окончившего среднюю школу остается такой же, как у «первоклашки». А если допустить, что активность ИВС не будет дотянута программой до заданной величины и ее будет описывать функция ИВС-2, то приходится констатировать
безусловную деградацию личности, что выражено линией СП-2. Разумеется, в приведенных рассуждениях присутствует некоторая доля условности, как это и бывает вначале. При этом важно, чтобы не искажали идею. На рис. Б представлена упрощенная схема, где кривые заменены прямыми для большей ясности существа идеи. На рис. Б функции ЭВС также пассивизированы, но при этом величина Суммарного потенциала все-таки растет за счет того, что уровень ИВС в коне все же превышает уровень в начале процесса. Однако и здесь нисходящая прямая СП-2 наглядно показывает, что по отношению к возрасту человека этот показатель все же снижается, в частности из-за исключения из данной суммы значительной доли ЭВС.
На рис. В показан некий отвлеченный вариант, когда ИВС и ЭВС развиваются равноценно. Этот случай, разумеется, никак не относится к нашей школе. Этот пример приведен для того, чтобы показать желаемую ситуацию, конечно, также в упрощенном виде. Например, вполне логично допустить, что в конце процесса уровень ИВС должен приблизиться к уровню ЭВС, что еще более увеличит угол «восхождения» суммарного потенциала личности, чего мы все вправе ожидать от школьной программы.
Для наглядности мы предельно упростили процесс развития личности. Конечно, в действительности он гораздо сложнее. В статье «Как я мыслю, так и существую» («Личность и Культура», №2, 2000 г.) мы изложили свою версию развития личности на основе взаимодействия полярных факторов - ЭВС и ИВС.В предложенной нами схеме реализован в определенной мере принцип действия РНК и ДНК. Мы доказали, что
действительное развитие личности возможно только при взаимодействии ЭВС и ИВС. В противном случае мы приходим к стагнации.
Проблема развития ЭВС, на наш взгляд, настолько остра, что должна отодвинуть на второй план все другие проблемы образования. Поясним сказанное. В Отделе прикладной культурологии ЗАО«Гуманитарный фонд» на основе Теории отстранения разрабатывается новый взгляд на процессы мышления человека -
Теория эмоций. По нашим сегодняшним представлениям содержательная часть эмоций формируется в значительной мере при участии ЭВС. В случае деградации ЭВС мы имеем тривиальные эмоциональные формы, примитивные чувства. Разве массовая культура не демонстрирует со всей очевидностью такие приоритеты? Отметим, что развитие масс-культуры идет в полном соответствии с технологиями жизнеобеспечения и обслуживающей технологии эти системой образования.
Отметим и такую деталь на рис. А, как определенный перелом в ходе ИВС, когда начинается интенсивная фаза развития этой сферы. Некоторые особенности поведения тинейджеров вполне согласуются с представленной ситуацией, а именно: активизация интровертных установок влечет достаточно беспорядочное бурление ИВС, в то же время активность ЭВС сломлена, и она находится в стадии пассивизации, когда ощущение личностью себя как части общества слабеет и отходит на второй план. В это же время у личности активизируется «стадный инстинкт» идентификации с себе подобными параллельно дистанцированию от всех прочих. То, что мы называем переходным возрастом, является переходом в принципиально новое качество, неведомое, плохо прогнозируемое самой личностью. Тревога и неуверенность и одновременно агрессивность и эгоизм - типичные атрибуты этого процесса. В это время личность переступает порог комнаты, пространство которой погружено в совершенно непроницаемый мрак. Естественная реакция - уйти в себя, сфокусироваться на себе. Наркотики - великолепное средство для этой цели, одновременно это и доступность новизны. Важно то свойство наркотика (как и алкоголя), что его действие охватывает 100% ИВС, не оставляя места для тревожащих пустот. Наркомания - это форма существования, типичная для ИВС в его повышенно активной стадии.
А что такое детский суицид? Согласно Теории отстранения это интровертная деструкция при стирании продуктивных моделей поведения с экстравертной природой.
Уже давно пора вспомнить пророчество тех, кто говорил: «Счастливо будет благоденствовать то общество, то государство, где все люди будут уметь рисовать». Почему так? Потому что изобразительное искусство - один из наиболее мощных стимуляторов экстравертного мышления. Кстати отметим, что и терроризм по своим мотивациям формируется на интровертных установках. И как показывают факты работы с террористами спецслужб, положительный эффект достигается именно при активизации экстравертных установок в их сознании.
Таким образом, вероятно, имеются достаточные основания, чтобы утверждать, что в тех школах, где предметы рисования или декоративно-прикладного искусства (более интересного для школьников) будут находиться в «чахлом» состоянии, дети подводятся ближе к порогу деструктивного поведения, причем как в личном, так и в социальном аспекте.
Четвертое частное следствие Теории
отстранения указывает на то, что негативная трансформация сознания протекает совершенно неконтролируемо. Критическая ситуация развивается стремительно и необратимо. Абсолютно любой человек независимо от образования, личных качеств и условий жизни может стать жертвой этой трансформации, например, стать маньяком. Процессы «интровертизации» сознания носят объективный характер, и люди не могут на них повлиять. По нашим весьма условным и приблизительным расчетам эти процессы исчерпают себя к концу следующего столетия. Общая протяженность их периода составит при этом 270-300 лет. Мы предполагаем, что к концу первой четверти 21 века кризис в существующей образовательно-воспитательной практике будет совершенно очевиден и в будущем успешно преодолен.
Мы предполагаем, что именно система образования, в частности, практика непрерывного образования, сыграет решающую роль в переходе человечества на новую ступень своего развития. И особенностью этой ступени будет резонанс тех гармоний, которые разлиты в Природе, глубокая интеграция в Ее лоно. Возможно, каждый школьный учебник тогда будет начинаться со слов Федора Достоевского «красота спасет мир».
 
Н.Б. Покровский, Т.Л. Сивкова, Б.Н. Покровский
ЗАО «Гуманитарный фонд»
 
 
 
 
 
 
Человек - рисунок - мир
 
В статье «Развитие или деградация» (ЛиК, № 4, 2000г.) авторы достаточно убедительно показывают, что в период обучения в школе у человека пассивируется  экстравертный,  наиболее продуктивный тип мышления, и активизируется интровертный - наиболее деструктивный. Свои выводы авторы строят на основании Теории отстранения, разработанной ими еще в 1996 году.
Коллектив создателей этой теории не имел достаточной материальной базы для  проведения масштабных практических исследований, однако логика их аналитических выводов очень убедительна и заслуживает самого серьезного внимания.
В связи с этим я хочу поделиться своим мнением о роли преподавания предмета изобразительного искусства в средней школе. Начну с общего замечания. Много раз мне приходилось слышать от квалифицированных педагогов, что дети, прошедшие длительное обучение рисунку и живописи, имеют особо позитивный творческий тип мышления, хорошо ощущают себя в реальной жизни.
Теперь более конкретно. Давайте рассмотрим, из чего состоит процесс выполнения простого рисунка, например, вазы, стоящей на столе. Первое, что происходит - фокусирование внимания на том, что находится вне самого человека.  Это действительно экстравертный акт. Сознание расширяет границы непосредственных ощущений и впечатлений, причем исключительно с познавательной целью. Не печатный символ, не образ, а реальный предмет действительности становится предметом, с которым манипулирует человеческое сознание. Это манипулирование преследует очень простую цель - физически ощутить предмет.
Второе, что должно произойти - осознание и ощущение того пространства, в котором художник и ваза сосуществуют. Многие скажут: «ну и что, ничего особенного, мы все постоянно видим пространство вокруг нас». Не совсем так или совсем не так. Мы видим не пространство как таковое, а улицу, комнату, поле стадиона, луг, салон автомобиля. Мы при этом видим не пространство как таковое, а «актулизированное пространство», пространство чем-то для нас важное, как-то к нам относящееся. Можно сказать, что мы наблюдаем в пространстве в первую очередь себя самого. Это, по всей видимости, - «идентифицированное пространство», его главное качество то, что мы находимся в нем.
А как  воспринимает пространство художник? Приведу рассказ одного знакомого. «Мы тогда проходили композицию. Целыми часами и днями - композиция, композиция, композиция….. Разные законы композиции, в том числе, конечно, и закон совмещения - когда расстояние между предметами выражает сущностную связь между ними. А жил я за городом. И вот как-то зимним вечером иду к дому, на небе звезды горят. И одна очень яркая звезда светит сквозь ветви сосны. И вдруг я почувствовал, как действует этот самый закон совмещения. Я совершенно ясно и четко ощутил, что и сосна и звезда принадлежат одному и тому же пространству. Этому пространству принадлежу и я. И мой мир - это не только эта улица и эта сосна, и все другое видимое пространство с этой самой звездой. Я физически это ощутил. Масштабы моих соизмерений сразу выросли в миллионы раз. И в этих масштабах я себя уже чувствовал по-другому и начинал мыслить по-другому. Это другая жизнь, подлинная».
Другие масштабы измерения, более подлинные, вне личных интересов. Художник должен чувствовать то пространство, которое «исходит» от него в разные стороны. В этот момент он своими чувствами соприкасается с фундаментальной категорией мироздания. Вот что происходит. И эти неизвестные в основном, фундаментальные качества мироздания незаметно включаются в процесс художественного осмысления.
Вот видите, мы еще не дошли и до вазы, а уже пришли к фундаменту мироздания! И это не совсем шутка.
Третий этап - сама ваза. Художнику предстоит «пережить» ее форму, пропустить через свои ощущения и при этом видеть главное не в этих ощущениях, а в вазе. В этот момент ваза главнее художника, он с «подобострастием» должен следовать всем ее прихотливым изгибам. Часто ли мы бываем в ситуациях, когда что-либо главнее нас, чем мы сами?
В чем-то я, конечно, утрирую и идеализирую ситуацию. Но только в чем-то, а не в главном. А главное, что рисунок открывает человеку дверь в мир, делает его сопричастным ему, а не только, ванне, телевизору, «мерседесу», банку, боссу, врачу и так далее. Об этом сейчас очень надо думать тем, кто думает о развитии среднего образования. Среднее образование - за человека, как гуманистическую личность, или - против него, оно за мир, за органичное единство с ним, или - против? Если «за», то почему изобразительному искусству как одному из центральных гуманистических предметов в школьном образовании отведено столь убогое место, что кажется, будто бы скорее «против»?
 
М.Г.Скрылова
М.н.с. лаб. перспективных технологий образования
ЗАО «Гуманитарный фонд»
 
 
 
 
 
 
Образовательная система с точки зрения Теории развития России
 
Россия устойчиво движется по пути прогрессивных преобразований. Теория развития России до 2015-2020 гг., разработанная в ЗАО «Гуманитарный фонд» в 1995 году, детально описывает последовательность фаз этого движения. Еще недавно прогнозы этой теории часто воспринимались скептично (например, о темпах экономического развития после 1995 г., о финансовом кризисе 1998 г., о смене личности Президента и др.). Однако прошедший период показал высокую надежность и объективность прогнозов и положений этой Теории. Согласно ее, в настоящее время страна вступает в период стремительного роста темпов и глубины преобразований, затрагивающих все стороны жизни страны - экономику, политику, науку, культуру. Образование как важнейшая часть культуры также неизбежно будет реформироваться.
Сегодня главная задача системы образования - учитывать характер и перспективы реального исторического процесса. Это обеспечит и обществу, и каждому отдельному человеку максимальные возможности в достижении благополучия в самом широком диапазоне позитивного содержания этого понятия.
Анализ глобального исторического процесса приводит к выводу о том, что во второй половине 21 века Россия займет совершенно особое место в мире, выполняя функции локомотива мировой цивилизации в сложном комплексе экономических, геополитических, а главное - культурных отношений (см статью «К Теории общественных структур (Россия)» («ЛиК», №34, 2001 г.).). Учитывая такой прогноз, система образования уже сегодня должна готовить гражданина для общества, которому предстоит играть лидирующую роль в мире. Таким образом, повышается значимость тех областей знаний, которые способствуют налаживанию продуктивных интернациональных связей. Это иностранные языки, мировая география, история и культура. В недалеком будущем вероятно возникновение нового типа специалистов по созданию «мирового человека» в процессе глобализации и с учетом роли России. По нашим сегодняшним оценкам, российский гражданин конца 21 века - это носитель той идеологии и тех алгоритмов существования, которые обеспечат цивилизации преодоление системного кризиса исторического и технологического характера. Таким образом, среднестатистический россиянин этого периода - человек с глобальным мышлением глубоко гуманизированной природы.
Наш вывод:
реформирование сегодня системы образования без долгосрочного прогнозирования абсолютно неприемлемо. И это не только потому, что ведет к нецелевому растрачиванию ресурсов, но и потому, что ослабляет позиции страны в мировой системе и лишает граждан объективной возможности реализовать продуктивные качества своей личности со значительным эффектом для себя и для всего общества. Важно и то, что вне рамок этой методологии открывается широкий простор для некомпетентности, а порой шарлатанства и авантюризма. Сегодня мы с беспокойством отмечаем наличие признаков таких прецедентов.
Отмеченные общие положения мы считаем необходимым дополнить следующим -
обязательной установкой на развитие у учащихся экстравертного типа мышления, который по Теории отстранения имеет самый низкий уровень возможной деструкции («Гуманитарный фонд предупреждает», «ЛиК» №1, 1999 г., «Развитие или деградация?» «ЛиК» №4, 2000 г., «Первая мировая война с терроризмом... проиграна», «ЛиК» №5/6, 2001 г.).
Образовательный процесс - это всесторонняя адаптация человека к жизни в обществе. Следовательно, система образования должна быть ориентирована на реальные общественные отношения. При этом нужно выделить наиболее важный компонент этих отношений - экономический. В книге «Этика. Эстетика. Экономика», выпущенной Санкт-петербургской Торгово-промышленной палатой под редакцией д.э.н. А.В. Чистосердова, убедительно показано, что не менее  50% общ
его экономического эффекта, создаваемого обществом, обеспечивается такими категориями культуры, как этика и эстетика. Поэтому необходим коренной пересмотр подхода к этим предметам в современной школе. Еще Платон говорил, что главная задача образования - научить любить красоту. Сегодня эта истина практически игнорируется.
Итак, выделим следующие
обязательные условия развития системы образования: ориентация ее на характер и перспективы объективного исторического процесса в стране и в мире, глубокая гуманизация и социализация.
Рассмотрим некоторые частные аспекты средней школы как базового образовательно-воспитательного института общества.
Один из первейших вопросов - как оценивать качество образования? Соответственно, нужны критерии адекватности личности выпускника реальным социально-экономическим условиям.
Другая важнейшая проблема - развитие у учащихся мотивации к приобретению знаний по тем или иным предметам. Стимулировать мотивацию можно, во-первых, за счет применения новых методических технологий, а во-вторых, путем глубинного пересмотра содержательной стороны учебных программ.
С учетом процессов глобализации и предстоящей роли России в этих процессах возникает необходимость в создании новой дисциплины, которая позволяла бы ученику воспринимать мир как единое целое, а также единым целым видеть человеческую цивилизацию и все мироздание. Крупный блок должен быть посвящен вопросам этики и эстетики. По объему он не может быть меньше, чем физико-математический, - это наша принципиальная позиция.
Отдельно следует поставить вопрос об актуальности традиционных предметов и учебных тем. И учащийся, и учитель должны четко знать, зачем они сегодня тратят свое время и интеллектуальные силы на изучение творчества Пушкина, тригонометрических функций или строения цветка. Определение этой актуальности не может быть областью произвольного творчества учителя; оно должно входить в его профессиональную подготовку и являться составляющей частью программы. Поэтому существует необходимость выработки критериев актуальности знаний, которые заложены в школьную программу.
Соответствие программ и методик целям и задачам образования необходимо оценивать, и тогда встает вопрос о критериях эффективности. Теория отстранения в качестве такого единого критерия предлагает считать влияние программы (элементов программы - отдельных предметов и учебных тем) или методики на интровертную или экстравертную стороны сознания. На наш взгляд, соответствие программ и методик гармоничному балансу интровертной и экстравертной сфер сознания, доля которых меняется в зависимости от возраста, - такое же необходимое требование, как, например, сбалансированное расписание, в котором количество уроков в пределах учебного дня не превышает положенной нормы. В свою очередь, объем и содержание предметов должны быть четко увязаны с реальными возможностями восприятия, усвоения и преобразования конкретной личности ученика.
Реформация школы невозможна также без особого внимания к личности преподавателя, ведь именно конкретный учитель на своем рабочем месте каждый день решает проблемы, стоящие перед системой образования. Именно он в силу своих профессиональных и личностных качеств будет проводить в жизнь идеи специалистов-теоретиков. Поэтому реформа школьного образования должна включать в себя комплекс мер по подготовке преподавателя, способного продуктивно работать в новых условиях и осознанно служить поставленным целям и задачам. Такие меры должны включать в себя пересмотр программ педагогических вузов и курсов повышения квалификации, развитие психологической службы, обновление системы сотрудничества методических кабинетов с педагогическими коллективами. Мы очередной раз подчеркиваем, что ставка должна делаться не на талант, а на профессионализм преподавателя. Существует, однако, набор личностных качеств, которые помогают достичь этого профессионализма. Вероятно, должны существовать критерии оценки этих качеств при поступлении в педагогический вуз и при получении диплома.
Одновременно повышается роль еще одного участника образовательного процесса - семьи. Семья как раз представляет собой ту реальную социально-экономическую среду, которая должна ощущаться школой в процессе некого взаимодействия. Это сохраняет непрерывность культурной связи между поколениями и эволюционно трансформирует и школу, и семью.
Хочется еще раз подчеркнуть главную мысль, которую мы постарались выразить в этой статье: косметическими реформами проблемы образования не решить. Школе нужны глубокие и принципиальные перемены идеологического характера. Эти перемены должны происходить на всех уровнях и затрагивать все стороны и всех участников образовательного процесса.
Такие крупные задачи не решить в обозримые сроки без координационного центра. По нашему мнению, им может быть Петербург или Новороссийск. Хотим отметить, что успешное решение указанных задач вполне по силам нашему обществу. Сравнение профессионального уровня наших научных работников и преподавателей-практиков с зарубежным показывает, что он не только не уступает, но и по многим параметрам существенно превосходит западные стандарты. В первую очередь это связано, по нашему мнению, с тем, что наша система образования базируется на твердых методологических основаниях, что снижает риск субъективизма. Двухтысячелетняя культура российской государственности сформировала высокие требования к профессионализму. И сегодня мы при всех сложностях нашей жизни имеем высококвалифицированный административный, научный и преподавательский персонал. Всех нас объединяет великая культура. Грандиозные перспективы российской истории дают дополнительный импульс к продуктивному развитию этого единства.
 
Н.Б. Покровский, ген. директор
ЗАО «Гуманитарный фонд»
Т.Л. Сивкова, начальник
Отдела прикладной культурологии
Е.В. Жаринова, зав. Лабораторией
перспективных технологий образования
 
 
 
 
 
Доклад на Всероссийской конференции «Модернизация начального образования в России: проблемы и перспективы», Санкт-Петербург, 19-21 февраля 2003 г.
 
Приоритеты модернизации начального образования
 
В 90-е годы нашей стране довелось продемонстрировать справедливость старинного изречения: «Не дай Бог жить во времена перемен». Приступая к модернизации систем, в которых участвуют люди, не стоит забывать опыт древних. Целесообразно также вспомнить и современное крылатое выражение: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Первый вариант этой модели - «как лучше» - осуществим тогда, когда мы ясно понимаем природу конкретной ситуации и механизм воздействия на нее. А второй вариант - «как всегда» - неизменно присутствует, когда мы ориентируемся на внешние признаки и не понимаем их связи с природой явления.
Сегодня обозначились признаки необходимости модернизации начального образования. Должны ли мы связывать свои решения с задачами модернизации всего образования, более того, всего общества в целом? Безусловно. Эта модернизация должна иметь целью подготовку российских граждан к продуктивной деятельности, в первую очередь, в конкретных условиях российского общества. Не европейского, не американского, израильского или японского, а именно российского. А есть ли у нас системные знания о том, как будет изменяться это общество, которое непрерывно находится в состоянии изменений? Нет! Таких знаний у нас нет.
С 1995 г. в стране существует и прошла практическую апробацию всего одна теория развития России, разработанная специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд». Ни по смелости постановки задачи, ни по системности исследования, ни по массиву уже самой практикой проверенных положений других подобных разработок нет. Но и эта теория известна лишь узкому кругу специалистов и весьма ограниченно представлена в СМИ. То есть, можно сказать, что общество не владеет этим вопросом
.
Таким образом, мы сегодня не можем ясно представить себе связь воспитательно-образовательной программы средней школы (в том числе и начального звена) с социально-культурными и экономическими потребностями страны. Но общество по отношению к системе образования - это внешний фактор. А как обстоят дела с внутренними факторами?
В центре системы образования - личность учащегося. Что  в системном виде нам известно о теории личности? Практически ничего. Этот вопрос в российской науке еще не получил достаточной разработки
. Мы имеем лишь фрагменты системного знания, которые дает нам наша психологическая школа, и эти фрагменты, например, совершенно не удовлетворяют директора Института мозга Наталью Бехтереву
Итак, нам практически ничего не известно ни об обществе, ни о личности как системах со специфичными функциональными связями. Та весьма скудная информация, которой мы обладаем, несравнима с масштабами задач, которые предстоит решать.
Здесь хотелось бы напомнить еще об одной заповеди древних: не навреди! Чем мы гарантируем, что шаги, которые мы готовимся предпринять, не принесут вреда ни личности, ни обществу? В журнале «Личность и Культура», №4, 2001 г., мы опубликовали статью «Развитие или деградация?». Рассматривая экстравертный и интровертный типы мышления, мы указывали, что именно экстравертный тип является продуктивным, а нарушение гармонии в пользу интровертного типа влечет за собой деструкцию, которая сказывается в таких асоциальных явлениях, как наркомания, детский и подростковый суицид и терроризм. Мы основывались на разработанной специалистами «Гуманитарного фонда» Теории отстранения, которая еще в 1996 году прошла Государственный Экспертный Совет, отметивший «новое раскрытие проблемы». Печальным выводом упомянутой выше статьи стал тот факт, что среднее образование систематически, начиная с первого класса, разрушает экстравертный, то есть продуктивный тип мышления. И жизнь дает все новые подтверждения нашей правоты. Прискорбно, что она не приносит никаких опровержений!
Таким образом, с профессиональных позиций мы должны предостеречь себя от опрометчивых шагов, пока нам неясны не только критерии полезности модернизации образования, но и критерии безопасности, безвредности наших мер, а также задачи образования в соотношении потребностей общества и потребностей личности. Тогда нам надо признать, что сегодня мы в принципе не готовы выработать адекватное решение. Те идеи, которые уже имеются, являются лишь фрагментами будущих решений, их еще предстоит существенно адаптировать к реальной ситуации целой системой критериев
.
Для этих целей чрезвычайно важны такие мероприятия, как данная конференция, во время которой можно обменяться опытом и идеями, а также наладить сотрудничество в общих интересах.
Свой скромный вклад в такое содружество может внести, вероятно, и наш небольшой коллектив. В данной аудитории мы хотим в первую очередь отметить следующую особенность нашей работы. Как субъект малого бизнеса, мы являемся непосредственными участниками целого блока социальных и экономических отношений в обществе. Нам не надо их специально изучать, мы сами предмет этих отношений. Являясь издателями научно-популярного журнала «Личность и Культура» с 1999 г., мы имеем широкие общественные связи и можем наблюдать проблемы с разных сторон.
В этих условиях последовательно действует наша лаборатория перспективных технологий образования. Ее работа тесно сопряжена с работой других подразделений предприятия, одни из которых занимаются разработкой отдельных аспектов теории личности, а другие - вопросами структурирования общественных отношений.
Комплекс теоретических и практических исследований, выполненных лабораторией, позволяет предложить следующие приоритеты в модернизации начального образования.
1) В первую очередь, это создание и поддержание оптимального баланса в развитии экстравертных и интровертных технологий мышления. Боже упаси нас нарушить этот баланс! Наркотики и детский суицид будут тогда лишь первыми плодами.
2) Актуализация теории личности. На начальном этапе обучения особенно важно контролировать изменения личностного потенциала ученика, следовательно, необходимо разработать критерии оценки этих изменений.
3)
Создание механизма обратной связи, которой для школы является взаимодействие с институтом семьи. Семья должна быть вовлечена в воспитательно-образовательный процесс - это не частное мнение, а требование системного подхода.
4) Эстетизация и гуманизация образовательной программы и самой школьной среды. Причем здесь наша лаборатория исходит отнюдь не из общегуманистических представлений, а основывается на разработках наших специалистов, которые доказали, что экономический эффект общества не менее, чем на 50% обеспечивается стереотипами этики и эстетики. Важность эстетического элемента обосновывается и таким новым научным направлением, как нейроэстетика. Таким образом, эстетизация образования - это совершенно прагматичная установка, опять же вызванная системным подходом.
5) Особое внимание к личности преподавателя начальных классов, вызванное пониманием исключительной важности этого периода в развитии человеческой личности. Высококвалифицированные профессионалы, пользующиеся заслуженным уважением коллег и администрации школы, получающие достойную зарплату - так мы представляем себе учителей начальной школы.
Нам кажется, мы небезуспешно работаем над реализацией всех указанных приоритетов. Мы всегда готовы поделиться нашими разработками с заинтересованными сторонами. Этому могут способствовать и конференции, подобные данной, семинары, совещания. Этим целям служит и наш журнал «Личность и Культура», имеющий целый раздел по образованию. Особенность работы редакции заключается в том, что публикуемые материалы используются как базовые для проведения конкретных мероприятий. Например, мы предложили в 2006 г. провести международный конгресс по вопросам образования. Для осуществления такой масштабной акции нам потребуются широкие партнерские связи.
Наверное, налаживание таких партнерских связей, создание профессионального содружества сегодня должно быть главным приоритетом в процессе модернизации образования.
 
Н.Б. Покровский, генеральный директор ЗАО «Гуманитарный фонд»
Е.В. Жаринова, зав. Лабораторией перспективных технологий образования
 
 
 
 
 
Критерии эффективности образовательно-воспитательной программы
 
Одна из задач, которую поставила перед собой Лаборатория перспективных технологий образования, - это определение критериев эффективности системы образования в целом и образовательно-воспитательной программы конкретного учебного заведения. Только обладая такими критериями и тестами, благодаря которым будет высчитано цифровое значение реализации того или иного критерия, можно производить объективные, научно обоснованные и системные преобразования в содержательной части образовательного процесса.
На наш взгляд, главные недостатки современного образования - это его фрагментарность и бесцельность. Напротив, эффективный образовательный процесс должен характеризоваться следующими признаками:
комплексность, непрерывность и целенаправленность.
Для того, чтобы придать образовательному процессу такие свойства, нужно целенаправленно и системно решать главную задачу образования.
Главной задачей, стоящей перед системой школьного образования и воспитания, Лаборатория считает
действенную и всестороннюю помощь семье в развитии гармоничной и благополучной личности, способной к самореализации в конкретных социально-экономических условиях. Образ такой личности, на наш взгляд, складывается из трех блоков:
Способность к достижению желаемого материального благополучия (1)
Гармония с окружающим миром (2)
Гармония с собой (3)
1 блок отвечает за приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для реализации своих материальных потребностей. Задача школы - помочь ученику определить уровень и направленность своих способностей, дать необходимые актуальные знания, дать возможность выбора соответствующей профессии и одновременно воспитывать интерес учащихся к профессиям, в которых нуждается современное общество.
2 блок отвечает за определение личностью своего места в пространстве и времени за счет создания взаимосвязей между прошлым, настоящим и будущим. Комплекс знаний о прошлом складывается из владения информацией, представлений о культурологическом образе эпох и воспитания на основе преемственности гуманистических ценностей. Вовлечение личности в общемировую культуру сохранит связь между поколениями и позволит человеку более системно воспринимать современную эпоху.
Настоящее - это взаимоотношения личности с государством, обществом и семьей. Основы государ-ственной правовой системы, включая рациональное и нравственное их толкование, психологические основы человеческого общения, культура сексуальных отношений - вот минимум, который, будучи заложен в образовательной программе, поможет личности адаптироваться в социальной среде.
Будущее человеческой цивилизации, на наш взгляд, предопределено, в первую очередь, экологически. Поэтому одна из главных задач образовательного учреждения - воспитание человека в гармонии с природой, исправление прежнего, потребительского отношения к природе.
3 блок отвечает за формирование знаний и представлений человека о самом себе. Изучение физических и духовных особенностей своей личности, всестороннее осознание себя - очень важный процесс, происходящий в подростковом периоде, на который приходятся годы обучения в школе. Задачей школы здесь нам представляется гармонизация физической и духовной сферы, экстравертной и интровертной сферы сознания, а так же реализация творческого потенциала личности.
Итак, мы совершили довольно беглую попытку представить себе школьное образование как цельную систему воспитания гармоничной личности, отвечающей всем требованиям времени. Некоторые указанные блоки могли бы составить отдель-ные учебные предметы. С другой стороны, может показаться, что данные требования исключают необходимость каких-то предметов или учебных тем, однако это совсем не так. Речь идет о поиске смысловых ориентиров, с помощью которых можно выстроить программу по любому предмету, которая будет достаточно акту-альной и эффективной, чтобы решать главную задачу образования.
 
 
 
 
 
К вопросу о модернизации среднего
образования в Санкт-Петербурге
 
Отделом прикладной культурологии ЗАО «Гуманитарный фонд» на основании комплекса работ, который был выполнен лабораторией перспективных технологий образования,  разработаны предложения для подготовки закона о принципах модернизации среднего образования в Санкт-Петербурге. Необходимость такого закона, по мнению авторов,  вызвана отсутствием завершенной идеологии и методологии развития среднего образования.
Авторы предлагают заинтересованным сторонам обсудить данные предложения  для принятия окончательного решения. С этой целью публикуется своего рода проект указанного закона.
 
Закон о принципах проведения модернизации
среднего образования в Санкт-Петербурге
(проект)
 
1. Данный закон принят:
- в соответствии с принципами федерализма в целях возрождения и развития культурного потенциала субъекта Российской Федерации,
- в соответствии с принципами гражданского общества в целях максимальной реализации прав граждан на раскрытие и развитие своих духовных и интеллектуальных возможностей,
- в соответствии с принципами демократии, в целях обеспечения доступа граждан к  информации о деятельности государственных органов, осуществляющих модернизацию среднего образования, 
- в соответствии с новыми функциями федерального министерства по обеспечению наибольшей эффективности деятельности подведомственного сектора в целях максимального учета научных позиций и практического опыта профессионального сообщества  Санкт-Петербурга,
-в целях максимального использования культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга  при формировании новых общественных отношений в российском обществе в целом, которые способны обеспечить Российской Федерации устойчивое социально-экономическое и культурное развитие, а также одно из лидирующих положение в мировом сообществе.                                           
2.    Модернизация среднего образования должна соответствовать следующим принципам:
    Соответствовать перспективам развития российского государства с учетом его внутренних и внешних интересов. Отвечать задачам формирования позиции российского гражданина, ориентированной на ценности российской государственности и приоритеты внешней политики в культурной, экономической и политической сферах.
    Соответствовать задачам прогрессивного развития общества. Способствовать позитивным формам общественных отношений, ориентированных на сотрудничество, взаимопонимание, лояльность, гуманность, отрицание нечестности, жестокости и крайних форм эгоизма.
    Соответствовать интересам индивидуальности. Способствовать  гармоничному развитию человека и общества, при этом  обеспечить:
-    формирование высоких нравственных качеств,
-    максимальное раскрытие, развитие и  реализацию природных способностей личности на благо общества,
-    достижение материального благополучия и психологической удовлетворенности.
3.    В соответствии с п.2 содержание учебных дисциплин должно обеспечить комплексное овладения
культурным наследием в области науки и искусства, понимания ценностей человеческой личности,
общественных отношений и государственного устройства.
Перечень учебных дисциплин должен давать комплексное представление по естественнонаучным дисциплинам, о фундаментальном знании, целостное понимание картины мира, действия основных законов,
Необходимо обеспечить практическое овладение навыками по чтению, рисованию, музыке, пению, умение понимать содержание произведений этих видов искусства. 
Осуществить повышение физической культуры, как средства укрепления здоровья.
    В вопросах человеческих ценностей должны быть даны знания о гуманистической традиции, по теории личности, основам ее позитивного развития.
    Ценности общественных отношений должны быть раскрыты комплексом знаний о продуктивных возможностях сотрудничества, терпимости, уважения, согласия на базе системного знания и исторического опыта.
    Задачи и функции государства должны быть раскрыты и усвоены  как на базе системного знания так и на материале истории государств.
4.    Осуществление мер по модернизации среднего образования должно быть согласовано с содержанием
п.3.
5.    Перечень предметов и баланс их объема должен иметь обоснование для достижения конечного эффекта.
6.    Загрузка ученика должна иметь аргументацию по психологическим и интеллектуальным ресурсам
ученика. Соотношение занятого и свободного времени должно иметь научное обоснование.
7.    Представленные федеральными органами материалы должны проходить региональную экспертизу. При
этом в результирующем заключении должно быть указаны, какая именно критика была рассмотрена и
получила ту или иную оценку.
8.    В регионе должна вестись собственная научно-исследовательская деятельность по вопросам
модернизации среднего образования, финансируемая из регионального бюджета.
9.    Регулирует работу по п.8 Комитет по образованию Администрации СПб.
10.    Научные исследования осуществляются по профильным   и междисциплинарным направлениям..
11.    Объемы финансирования профильных и междисциплинарных направлений равны между собой.
12.    В процессе модернизации издается специальный бюллетень, где сообщается о планах Министерства
образования, о региональных планах, о текущей деятельности. Бюллетень направляется во все школы,
территориальные отделы народного образования, во все библиотеки и во все структуры, которые
выполняют работы по п.10.
 
 
 
 
О необходимости системного подхода
в гимназическом образовании
(Доклад на Второй всероссийской гимназической конференции
«200 лет российскому гимназическому образованию»)
 
Гимназическое образование предполагает особый статус культуры как фактора формирования личности. В связи с тем, что культура является высоко структурированной системой, невозможно упустить вопрос о том, в какой степени сам процесс гимназического образования отвечает тем требованиям, которые предъявляются к системе.
Под системой мы понимаем такую совокупность компонентов, которые выполняют общую функцию и находятся в точном соответствии  друг с другом без малейшего избытка или недостатка. Подчеркнем: без малейшего избытка или недостатка. Полезно пояснить это на простом примере. Рассмотрим хорошо известную всем бытовую вещь - автоматическую стиральную машину. Это система узлов различного назначения. Представим себе, что вес барабана не соответствует мощности двигателя. Или размер барабана не соответствует величине допустимых зазоров между ним и стенками камеры. Если машина не будет работать, это еще не беда. Весьма серьезные проблемы возникнут тогда, когда она заработает, неся угрозу здоровью и жизни владельцев. Их ждет либо угроза пожара от повреждения электросети, либо механическое разрушение машины с трудно предсказуемыми последствиями.
Теперь рассмотрим подходы к системе. Вот машина начала работу. Все реальные системы находятся в непрерывно рабочем состоянии. Предположим, мы решили изменить программу машины. Если мы знаем порядок составления программы, знаем, как ей можно управлять, мы успешно решим задачу и на выходе получим желаемый результат. А если мы недостаточно знаем? Понимаем, хвататься руками за вращающийся барабан не стоит, но с назначениями кнопок знакомы плохо. Тогда мы либо остановим работу машины, т.е. прекратим действие системы по заложенному в нее алгоритму, либо выведем ее из строя.
Эти простые примеры позволяют нам сделать очень важный вывод: есть два типа подходов - системный или плохой, вредный.
Вернемся в область среднего образования. Его непосредственным предметом является личность человека и опосредованным предметом - общество. В самом общем виде задача образования - подготовить человека к благополучной и успешной жизни в обществе. Причем в обществе с вполне конкретными параметрами. Общество, которое мы имеем в виду, - очень сложная система. Человек - суперсложная система. Трезво и спокойно оценим наши знания о том и о другом.
Они абсолютно не отвечают требованиям - «без малейшего избытка или недостатка». И очевидно, этому требованию не будут отвечать никогда из-за огромного числа действующих факторов.
Что же делать? Выход в том, чтобы объединять эти факторы в максимально крупные комплексы, агрегировать их. И уже затем изучать детально их взаимное соответствие. К числу таких «агрегатов» можно отнести баланс экстравертного и интровертного типов мышления. Именно это сделали наши специалисты 10 лет назад. Тогда мы создали новую технологию аналитического исследования - Метаструктурный анализ. С его помощью мы разработали Теорию отстранения, которая по-новому раскрыла природу многих проблем личности человека.
Теория показала механизм развития личности и механизм аномальных явлений в этом процессе. Получен способ, который позволил доказать, что результатом школьного образования является масштабная ломка генетически заложенного типа, вплоть до деградации личности. Еще в 1996 году теория прогнозировала существенный рост наркомании в школе и относила детский суицид к стандартному проявлению тех глубинных процессов, которые порождаются существующими технологиями образования. Она же указала и на пути противодействия этим опасностям. Пока нам не удалось привлечь необходимого внимания к этим системно обоснованным предостережениям. Среди них были и весьма категоричные, как на Всероссийской конференции по модернизации начального образования: «Боже упаси нас нарушить этот баланс (типов мышления)! Наркотики и детский суицид будут тогда лишь первыми плодами». О том же мы предупреждали в менее категоричной форме и в 1996 году. За это время возрастной порог школьников, употребляющих наркотики снизился с 16 до 9 лет, а наркодилеры зафиксированы в третьем классе. Детский же суицид приобрел и групповые формы.
Такова цена уклонения от упомянутой нормы - либо системный, либо плохой, опасный подход.
Гимназическое образование, нацеленное на системное развитие личности, не может не следовать положениям Теории отстранения. Кроме того, нельзя не указать на труды потрясающе талантливого математика - Сергея Александровича Ясинского. Им создан уникальный логико-математический аппарат, который позволил именно в агрегированном виде исследовать особо сложные объекты. Среди них и темперамент человека, и развитие цивилизации. К числу работ, требующих самого пристального внимания и прикладного применения, следует отнести и блестящие исследования Натальи Петровны Бехтеревой. В целом петербургская научная школа создала мощную базу для крупного шага в системном развитии отечественного образования.
И вот здесь возникает закономерный вопрос. Если гимназическое образование нацелено на системное формирование личности, с крупным блоком культурных ценностей, то насколько само педагогическое сообщество этого сектора среднего образования готово к этому процессу? Скольким учителям литературы, истории, философии внятен язык живописи, музыки, танца? Насколько педагогическому сообществу доступно живое искусство? Сколько человек из тысяч смогут раскрыть смысловое содержание «Явления Христа народу» или «Девочки на шаре»? Не пересказать в эмоциональном преломлении видимый сюжет, а понять идейную коллизию образа, сам смысл произведения, который «один на всех», и должен пониматься в очень узком смысловом диапазоне.
Думаю, картина здесь не радующая. Это объективно связано со стратегией советского образования, ориентированного, главным образом, на технические проблемы. Оно было обеднено гуманитарным материалом, и это наложило отпечаток на культуру всего общества, и педагогическое сообщество, в частности.
По строго системным признакам сегодня гуманитарное образование не может считаться системным, раз в нем отсутствуют такие крупные подсистемы, как целые виды искусства. Одновременно это открывает путь к этому образованию значительной категории людей, которые в принципе не отвечают его нормам. Тогда гуманитарное образование системно деградирует. Эта деградация усиливается еще и тем, что, лишаясь многообразия, культура лишается и такого мощного двигателя прогресса системы, как эффекты синергетики. А так как гуманитарное образование является базисом системного развития общества, то вместе с его деградацией будет деградировать и общество.
К счастью, Россию ждет друга судьба, великая, блестящая судьба!
Ну вот, теперь немного и о нашем обществе, о России.
Сегодня есть только одна системная теория развития России, разработанная в 1995 году все в том же «Гуманитарном фонде». Теория прошла апробацию временем в течение 10 лет и показала беспрецедентную точность исторического прогнозирования. Эту точность обусловил именно системный подход, крупный блок системного знания, значению которого посвящен и данный доклад. Сегодня и положения этой Теории практически не работают на задачи образования.
По нашему тезису - подход либо системный, либо плохой - высказываются такие возражения: «Даже при отсутствии такого подхода мы четко видим положительные результаты нашей работы, т.е. обходимся и без системного подхода».
Важно разделять «видимые» и «невидимые» результаты и знать их баланс. А этот баланс нам и не известен, а, значит, нет и самих критериев нашей работы.
Далее. Человеческое сознание является очень устойчивой системой с высоким потенциалом адаптации. Это позволяет ему частично компенсировать тот ущерб, который наносят ему наши несистемные меры. А часть ущерба, конечно, непрерывно накапливается. К чему это приводит можно наблюдать по ситуации в развитых странах, как будто бы успешно достигших поставленных целей.
Огромные системные усилия в этих странах были направлены на экономический и социальный прогресс. Этим целям служило и школьное образование. И действительно, были достигнуты очень высокие экономические показатели, исключительно высокий уровень технического обеспечения жизни, высокий уровень социальной защищенности, высокая продолжительность жизни. Практически все поставленные цели достигнуты. Но при этом мы видим масштабную дегуманизацию культуры, широкое распространение наркомании и алкоголизма, различных форм нервных расстройств, наибольшее число самоубийств именно в наиболее благополучных странах. Но самое тревожное - возникновение совершенно аномальных мотивов поведения. Широко известен случай, когда итальянец за несколько недель до своей свадьбы приехал к немцу, для того, чтобы он его съел по взаимному добровольному соглашению. Теория отстранения дает этому феномену четкое объяснение и относит этот случай к категории характерных для современной развитой цивилизации.
Вот почему наблюдаемые эффекты никогда нельзя отрывать от сопутствующих не наблюдаемых, но прогнозируемых эффектов. А прогнозировать их можно только на системных основаниях.
Вот почему гимназическое образование должно соответствовать системным представлениям о личности и обществе.
Встает вопрос: где такие представления можно получить и как развить, если в обществе в целом уровень системного знания крайне низок, что прямо отражается на темпах его развития? Для усиления позиций системного знания в российском обществе по инициативе петербургских ученых и специалистов в 1999 году был создан журнал «Личность и Культура». Журнал, естественно, включает и раздел «Образование».
Семилетняя практика работы журнала «Личность и Культура» показала, что именно его читательская аудитория наиболее полно обеспечена базой для реализации системного подхода в своей профессиональной деятельности. Редакция создала также сайт для свободного пользования материалами журнала и надеется этим способствовать устранению острого дефицита системного знания в обществе в целом, и в сфере народного образования, в частности.
Россия идет к своему беспрецедентному величию на новом культурном базисе. Именно гимназии должны начать первыми работать для его формирования. Тогда они выполнят свою историческую миссию на «пять». А для этого надо по выражению крупнейшего стратега и тактика
XX века Владимира Ульянова - Ленина:
Учиться,
Учиться
И еще раз - учиться.
 
Послесловие
Доклад был встречен аудиторией с оживленным интересом. Среди вопросов был и такой: а что «Гуманитарный фонд» может дать гимназическому образованию? Докладчик ответил, что сейчас он может утверждать только, что это будет системный продукт. Конкретный ответ ЗАО «Гуманитарный фонд» представит на основании заключения его специалистов.
В качестве послесловия Редакция помещает некоторые высказывания на Второй всероссийской гимназической конференции, отмеченные докладчиком.
Председатель Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга О.В. Иванова сообщила мнение Министра образования и науки А.А.Фурсенко о реакции общества на инициативы его Министерства: «Вы хотели привлечь внимание общества к школе, вот, пожалуйста, мы это сделали».
Из выступления Е.И.Казаковой, д.п.н., профессора СпбГУ: «Многообразие и креативность являются необходимыми компонентами гимназического образования. Гимназические программы всегда были особенно трудными, что влекло повышенную нагрузку на сознание ученика».
В ходе круглых столов обсуждение крупных вопросов сопровождалось рядом интересных замечаний:
·    изучение «мертвых» языков придает мышлению особые качества: латынь - логику, греческий -
аналитическую способность,
·    тестирование наиболее сложно для творческих личностей с неординарным мышлением, которые везде
ищут «заковырку», в том числе и там, где ее нет,
·    недостаточно учитывается соотношение внешних и внутренних факторов для ученика,
·    красота уходит из жизни,
·    родители не достаточно занимаются своими детьми, их больше заботит материальный успех ребенка, а
не формирование личности, о счастье человека суждения родителей очень сужены,
·    раздельное обучение мальчиков и девочек в разных классах, но в одной школе дает блестящие
результаты, таких детей видно с другого конца коридора, их развитие протекает более гармонично и
эффективно,
·    интуиция - необходимое качество преподавателя,
·    в информационном пространстве наиболее сильное влияние оказывает межличностное общение,
·    сам по себе интенсивный труд ученика вполне допустим, если его правильно организовать,
·    ассоциативное мышление сохраняется не дальше пятого класса, а затем угасает.
В Москве стоимость обучения одного гимназиста достигает 72 000 рублей в год. <
 
 
Н.Б.Покровский, генеральный директор    ЗАО «Гуманитарный фонд»,
Е.В.Жаринова, зав. Лабораторией
перспективных технологий образования ЗАО «Гуманитарный фонд»
 
Hosted by uCoz