Как я мыслю, так и существую
(интеллектуальные технологии)
 
Я мыслю, значит, я существую.
Декарт.
 
На основе разработанной в АОЗТ "Гуманитарный фонд" Теории отстранения здесь продолжаются исследования механизмов, по которым функционирует человеческое сознание. В статье изложены некоторые результаты этих исследований, главная задача которых - выработать принципы эффективных интеллектуальных технологий. Материалы по Теории отстранения были впервые опубликованы в журнале "Мост" № за 1998 г.
Отметим сначала основные положения Теории отстранения, которая явилась одним из результатов применения Метода структурного анализа, разработанного в АО "Гуманитарный фонд" к 1995 г. Согласно этой теории работа сознания человека характеризуется балансом экстравертивного и интровертивного типов мышления. Первый ориентирован на внешнюю среду, второй на внутренний мир человека, собственно сферу сознания. При этом было показано, что первая несет в себе, главным образом, конструктивные созидательные модели поведения, вторая - деструктивные, разрушительные. Пути к наркотикам, самоубийству, антисоциальному поведению берут свое начало в интровертивных установках. Жизнь человека, как и любой открытой системы, определяется массо-энерго-информационными потоками /МЭИ-потоки/ обмена с внешней средой. Теория отстранения указывает на некоторые особые следствия этого процесса.
По принципам Метода структурного анализа рассмотрим образ (не модель!) человеческого сознания. Для этого выделим экстравертивную и интровертивную сферы сознания (ЭС и ИС) в виде его самостоятельных сегментов Рис.1а. Можно ли считать эти сферы сознания равными по масштабам или нет, сегодня мы не знаем. На данном этапе это не имеет значения для наших рассуждений. В зависимости, очевидно, от генетических факторов под воздействием МЭИ-потоков у каждого человека получает преобладающее развитие ЭС или ИС. Возможно, конечно, и их равнозначное развитие.
Можно было бы предположить, что с момента рождения ЭС наиболее интенсивно насыщается информацией и более быстро развивается. Однако и ИС включается в обработку информации и функционирует с близкой интенсивностью. Таким образом, трудно сегодня сделать четкие выводы о том, что происходит в глубинах сознания новорожденного младенца. Но достаточно отметить, что врожденные качества уже с первых мгновений влияют на ход развития сознания человека. Есть основания считать, что и в утробе матери сознание ребенка участвует в системе МЭИ-потоков, а значит, и особым способом в нем формируется баланс ЭС и ИС.
Но вот человек приходит в жизнь, и ее события и обстоятельства уже с полной определенностью воздействуют на сознание, которое мы можем представить как систему ЭС-ИС. На Рис.1,б. показано, как может развиваться эта система. Условно мы выделили два крайних случая: существенное преобладание ЭС и то же для ИС. Первый случай мы можем назвать сознанием художника, второй - сознанием ученого. Художники, по крайней мере, те из них, кто создает реалистические произведения, обращены к реальным и конкретным формам жизни, фиксируют на них свое внимание, сосредотачиваются на образах действительности. Во втором случае человек погружается в процессы мышления, оперирует теми понятиями, которые имеются или создаются в его сознании. Даже просто задумавшись, человек может не заметить на улице знакомого - не увидеть его своим сознанием, обращенным внутрь себя.
По истечении какого-то времени тот и другой тип сознания оперирует уже исключительно собственными стереотипами, критериями и алгоритмами. Различия в них  становятся столь велики, что они уже превышают то общее, что несет каждое  сознание. С этого момента они уже не могут понять друг друга, а часто и многих других людей. Важно понять, что продукт их деятельности чаще всего выходит за системы понятий основной массы людей...
На Рис.2 сделана попытка представить схему, по которой может развиваться сознание человека. Мы использовали три оси координат, что позволило отразить и такой параметр, как уровень (потенциал) сознания П. Мы  предельно упростили схему, чтобы выявить принцип процесса. Будем считать, что информация, сведения о реальной жизни поступают в сознание только через ЭС. Эта информация перерабатывается ИС, и продукт этой переработки и составляет ту ступень, на которую поднимается сознание человека. В ЭС-ИС создаются глубоко индивидуальные реакции на обстоятельства жизни и отношения к ним. Если ИС не создает заметного продукта, то в нашем примере на Рис.1Б. мы имеем среднего художника (профессионала, "ремесленника") и среднего специалиста с аналитическим складом ума. Если у "художника" ИС функционирует интенсивно, мы имеем гениального художника, а если у "ученого"  ЭС находится в оживленном, подвижном состоянии, мы имеем гениального ученого. Это значит, что для того, чтобы перейти на новый уровень сознания, недостаточно только развития одной части ЭС-ИС, должна развиваться вся система в целом. Это первый вывод, который мы хотели бы отметить.
Не удивительно, что именно в молодом возрасте, когда интенсивно функционирует ЭС, ученые совершают основные открытия. В то же время "художнику" требуется определенный срок для развития ИС, поэтому также понятно, почему великие Художники создают шедевры до глубокой старости.
Более подробно мы рассмотрим эти положения в специальной статье. А теперь обратимся к весьма важному вопросу, который касается практически каждого человека. Это вопрос о МЭИ-потоках , в которых участвует сознание человека. Все без исключения процессы в нашем организме контролируются различными областями спинного и головного мозга. Сознание человека - это один из аспектов деятельности мозга. Можно сказать, что ЭC-ИС органично включена в структуру функционирования мозга. Все МЭИ-потоки задействованы на те или иные области этой структуры. Логично предположить, что массо-энергетический обмен организма человека тем или иным образом связан с функционированием ЭС-ИС. При этом, вероятно, ЭС задействована на систему жизнеобеспечения человека с высокими уровнями массо-энергетических потоков. Это предположение тем более вероятно, что именно ЭС ближе всего к вопросам адаптации организма в среде, оптимальных реакций на нее. В отличие от ЭС работа ИС, более сопряжена с сугубо внутренними массо-энерго процессами. Эта область низкого уровня энергий, слабых импульсов, тонких взаимодействий.
Итак, все сказанное в этой части можно свести к двум особым способам энергообеспечения нашего сознания. Если ЭС питается из мощных энергетических потоков, то ИС - из слабых, но если можно так выразиться, более тонких. Тогда придется сделать вывод о том, что маловероятно возникновение дефицита энергии для ЭС и, наоборот, весьма вероятно возникновение ее дефицита при активной деятельности ИС. А что произойдет при дефиците энергии в ИС? - Она начнет черпаться из резервов организма. Тогда ее дефицит может возникнуть в системах жизнедеятельности человека. Из этих рассуждений становится понятным, что напряженная интеллектуальная работа, нервное напряжение должны приводить к внутренним расстройствам, пассивации важнейших функций жизнеобеспечения организма. Известный факт резкого снижения половой активности у менеджеров после определенного срока работы является хотя и прискорбным, но и весьма убедительным аргументом в пользу сделанных выводов.
И напротив, становится понятным тот факт, что именно художники имеют наибольшую продолжительность жизни с высоким жизненным тонусом, несмотря на то, что по напряженности их труд может не уступать труду людей в других областях деятельности.
Мы предполагаем, что стимулируя деятельность ЭС можно коренным образом изменить состояние и саму жизнь людей умственного труда. Для этого имеется целый ряд дополнительных аргументов, которые мы рассмотрим в дальнейших публикациях. Теория отстранения дает для этого немало поводов.
 
 
 
Отдел прикладной культурологии,
АО "Гуманитарный фонд".