Базовые материалы
(Отдела прикладной культурологии)
Гуманитарный Фонд предупреждает
 
Проводя исследования в сфере маркетинга и занимаясь некоторыми аспектами практики человеческого мышления, специалисты АО «Гуманитарный фонд» вышли на соотношение экстравертного и интровертного типов сознания.
В результате была разработана Теория отстранения, которая дает свои объяснения возникновению деструктивных мотивов поведения и предлагает естественный путь разрешения внутренних конфликтов и примирения человека со средой его обитания.
Основные положения Теории Отстранения таковы - существует 2 типа мышления:
- интровертный (внимание концентрируется на процессах, протекающих в самом сознании человека) и
- экстравертный (внимание фокусируется на внешней среде).
Низкая мощность орудий труда требовала чуткого внимания к объекту труда, свойства которого воспринимались, чаще всего, непосредственно органами чувств человека
.
Опыт этого восприятия был для человека очень ценен, он бережно накапливался, переживался. Силы стихии держали человека в известном напряжении, требуя постоянного внимания.
Организация жизни общества на принципах авторитарного правления также ориентировала человека на внешние факторы, которые, как и стихия, не зависели от него, но держали в полной зависимости: от улыбки фараона зависела жизнь его раба.
Мышление же человека оперировало, как правило, различными образами, чисто языковые конструкции присутствовали в очень ограниченном объеме.
Образная форма мышления, в отличие от языковой, логической, стимулировала экстравертный тип мышления. Такой важный фактор жизни, как религия, также был носителем образов, а кроме того, одной их дистанцированностью от человека обуславливал его экстравертные позиции.
Ситуация начала меняться в начале
XIX века в силу технического прогресса и изменения социального статуса человека-гражданина. Все больше сознание человека становилось самодостаточным для его жизнеобеспечения.
Человек все меньше зависел от реальных внешних факторов и все больше - от информации, концентрирующейся в сознании. Внимание человека все больше обращалось внутрь сознания.
Мощные средства труда, превосходящие собственные силы человека в тысячи и тысячи раз, сосредотачивали внимание человека на управлении с помощью системы специальных показателей, объект труда не только не доступен для непосредственного наблюдения, но зачастую и в принципе такого наблюдения не предполагает.
Что происходит при этом с мышлением человека? Оно смещается из области реальных ощущений и представлений в область условных представлений (и ощущений).
Но в этой области и сама личность человека представлена достаточно условно, причем это представление идентифицировано с самой личностью по весьма ограниченному числу параметров. При этом, человек превращается в совокупность формальных признаков, и не более.
Т.о., наступило время, когда сознание человека оказалось как бы замкнутым на самое себя, т.е. перешло в сугубо интровертный режим функционирования.
При этом, даже человек, эта насыщенная содержанием «субстанция», перевоплотился в некий блок информации, существенно ограниченный, подчас тенденциозно оформленный.
Начался общий процесс дегуманизации культуры. Это особенно заметно в изобразительном искусстве.
В конце
XIX века возник импрессионизм, заняв позицию отстраненного наблюдателя, сосредоточившись на самом восприятии внешних качеств предметного мира, стал прощальной слезой, туманящей взгляд европейской цивилизации в размытых образах реального мира.
Цивилизация смотрела и просто не видела. А затем она надолго закрыла глаза вообще, погрузив свой взор внутрь себя, вглубь сознания и уже в его лабиринтах искала предмет своего существования.
Теперь результат зависел от килобайт информации. И усилия интеллекта направлены на ее увеличение и ускорение переработки. Сознание стремительно погружается в среду языковых конструкций, значительная часть которых является продуктом самого сознания.
Т.е. сознание питают продукты его же переработки. Это принципиально новая ситуация в человеческой истории. Чем она чревата для человечества?
Проблему порождает тот факт, что единственным универсальным носителем конструктивных моделей поведения является Природа, а единственным критерием успеха и достижений человека, его «ценности» для себя и для окружающих, является реальный мир, мир внешних для человека отношений и результатов.
Кроме того, единственным носителем деструктивных моделей является человеческое сознание: ведь кошке или траве не придет в голову самоубийство.
Смещаясь в интровертную область, человеческое мышление начинает интенсивно насыщаться всякого рода случайными информационными конструкциями с высоким уровнем разрушительности в самих себе.
Если же экстравертный жизненный опыт недостаточен, начинают доминировать разрушительные концепции. Естественной формой интровертного мышления является наркомания (активная интровертность), самоубийство и терроризм (агрессивная интровертность). Удельный вес этих концепций должен постоянно расти.
По оценкам исследователей этот процесс, начавшийся в 1820-30-е гг., придет к затуханию в конце
XXI века, пройдя три фазы: первая завершилась между 1990 и 1920г., вторая заканчивается в 1990-е гг., характерной особенностью третьей фазы должен быть стандартный всплеск активности в беспорядочных формах.
Можно предположить, что в период 2020-2070 гг. резко возрастет число актов вандализма, террора, самоубийств. Наркомания станет обычным явлением, своего рода, идеологическим стереотипом. Этот процесс имеет объективную природу и не поддается внешнему воздействию. Проблема осложняется тем, что мотивы деструктивного поведения возникают в сознании неожиданно, как сумма случайных факторов (эффект бифуркации).
При этом человек, который никогда не проявлял никаких признаков экстремизма, и даже не имел генетических предпосылок к ним, внезапно становится носителем экстремистской концепции. Причем так же внезапно может и перестать им являться.
Именно последнее обстоятельство и служит поводом к тому, чтобы не оставаться безучастным наблюдателем происходящего, а использовать необходимые средства. Не влияя на ход процесса, они могут дать положительный эффект во многих частных случаях.
Например, при инцидентах с экстремистами следует использовать различные эффекты, стимулирующие экстравертное мышление, компоненты которого «обезвреживают» разрушительные конструкции в сознании человека.
Световые, звуковые эффекты, даже просто течение времени работает на спецслужбы (как уже было сказано, как правило, интровертные конструкции нестойки).
Напротив, часто практикуемые методы воздействия с помощью смысловых аргументов могут затруднять достижение результата: деструктивная конструкция, управляющая в данный момент поведением человека, может интегрировать отдельные логические фрагменты приводимых доводов и укреплять себя с их помощью, «питаться» ими.
Конструктивный эффект знаковых сообщений прямо пропорционален наличию в них образной информации.
В борьбе с наркоманией можно тоже ожидать положительного эффекта при стимулировании экстравертного мышления. Мощным стимулом развития экстравертного мышления является изобразительное искусство и, очевидно, не только оно.
Существующая практика среднего образования, по мнению наших специалистов, ориентирована на интровертные процессы, в соответствии со стандартами времени. Мы предполагаем, что неокрепшее сознание ребенка чрезмерно подвержено интровертным установкам. Усиление предмета изобразительного искусства очень важно.
Все без исключения педагоги отмечают, что дети, занимавшиеся изобразительным искусством, поразительно отличаются своими позитивными позициями.
Конечно, не все дети могут быть склонны к рисованию или живописи. Для кого-то это может стать пыткой.
Проблема в значительной степени решается, если учеников учат традиционным видам народных художественных промыслов, например, лаковой росписи по дереву (шкатулки, брошки, заколки, разделочные доски, всем известные матрешки и т.д.).
Это способствует развитию культуры, формирует эстетические стереотипы, наконец, созданные изделия могут быть использованы дома, как подарок, или даже для продажи. Для очень многих детей, да и их семей, последнее обстоятельство может получить особую значимость.
А кому не было бы приятно получить от друга или от ребенка в подарок расписанную его или ее собственными руками брошь или кулон?
Во всяком случае, практика современного среднего образования должна быть проанализирована и с позиций Теории отстранения.
Основные положения Теории отстранения прошли экспертизу в Государственном Экспертном Совете в 1998г.
Экспертиза показала «новое раскрытие проблемы», что для разработчиков очень важно как признак научной новизны. Вместе с тем, ГЭС не согласен с нашей оценкой системы образования как ориентированной на интровертный тип мышления.
Различия позиций по этому важнейшему вопросу воспитания молодого поколения, его благополучия, духовного и интеллектуального здоровья, требуют самого тщательного анализа. Мы надеемся на научный диалог как со сторонниками, так и с противниками нашей версии.
Мы понимаем, что данная теория еще требует дополнительного изучения и приглашаем к сотрудничеству широкий круг специалистов, не только педагогов, психологов и воспитателей, но и медиков.
Мы берем на себя смелость выступить с предупреждением о возможных негативных последствиях бездействия.
Напоминаем вам, что в античную эпоху врачи советовали своим пациентам посещать театры и различные зрелища. До сих пор считалось, что только ради положительных эмоций.
Теория отстранения дает принципиально иное объяснение - стимулирование экстравертного мышления, которое, очевидно, организует и функционирование всего физического организма.
Так ли это?
Уважаемые коллеги, в этом стоит разобраться.
 
Т.Л. Сивкова
Нач. Отдела прикладной культурологи
 
 
 
 
 
 
Трансформация власти в России
 
Формирование в России новых экономических и социальных отношений протекает в условия становления 2 основных субъектов экономики: наемного труда и капитала, а также при постепенной трансформации государственной машины в соответствии с ее новыми задачами и методами. Эти процессы с полной наглядностью описываются графиками ДРР. Откликаясь на «злобу дня», рассмотрим вопрос о трансформации власти.
Как видно из ДРР, страна вступила на путь реформ при наличии в обществе 2 реально действующих Факторов - ФГ (Фактор Государственности) и ФСД (Социальной деструктивности). Очевидно, что их взаимодействие полностью определяло характер эпохи.
Наиболее ярко его черты проявились в вопросах приватизации.
Отметим сразу же, что критика приватизации не имеет реального субъекта, т.е. она не может никому адресована. Другой приватизации быть не могло. Скажем более конкретно - никто не мог провести приватизацию иначе, не было в стране такой структурированной силы. Был тотальный прессинг деструктивных методов хозяйствования, порожденный предыдущими десятилетиями. Поэтому государственная власть лишь реализовала потенциал доминирующего фактора.
«Исторически запрограммированная» на такие функции власть сочетала в своих действиях, с одной стороны, логику крупнейшего владельца собственности, будучи объективно не предназначенной для владения этой собственностью, а с другой стороны, логику тех действий, которая ей навязывалась ФСД.
Разумеется, это был не самый блестящий период в истории российской власти. Но у нее есть все основания парировать любую критику указанием на то, что в обществе и до сего времени (сентября 1999) конструктивные факторы экономик и социальной практики (ФТ и ФК) не формировались до такой степени, чтобы на них можно было опереться. Поясним сказанное.
До сих пор, и, согласно ДРР, еще до 2001-2002 гг. Факторы труда и капитала не достигли своей социальной значимости, их Индексы заметно уступают ФГ
.
До сих пор, и это исторически обусловлено, сферу труда и капитала не покинули ожидания, что кто-то кроме них самих даст им нужную им политику, нужные им законы, нужные им общественные позиции. И что этот кто-то - никто иной как государственный аппарат, выступающий в роли доброго барина.
Такие стереотипы имеют глубокую историческую природу, даже слишком глубокую, но очень ограниченную перспективу. При всем желании не может терапевт писать правила для стоматолога. Государственная машина - это сугубо специальный механизм, действующий исключительно по своим законам.
Главное в действии этого механизма - отнюдь не рефлексия, которую от него чаще всего ожидают (патерналистские ожидания, столь характерные для населения России), а «административно-циркулярная трансценденция», которая вызывает наивный протест. Не сенсорика, а моторика реализует главные функции государственной машины. В наибольшей степени это относится к исполнительной власти, в меньшей - к законодательной. Глубокое понимание этих принципов и владение ими может служить основанием эффективного взаимодействия с государственной властью.
Такое взаимодействие было бы чрезвычайно полезно для общества и в первую очередь потому, что позволило бы власти дистанцироваться от ФСД.
Однако по указанным причинам российского национального сознания этого взаимодействия не могло быть, и российская власть примерно до 1998 (период «ламинарного хаоса», хаоса, упорядоченного в граничных плоскостях, см. статью «Россия - черты настоящего и будущего», ЛиК №1-1999) продолжала оставаться совершенно самодостаточным фактором. При этом она продолжала выполнять 2 основные функции: первая, исторически присущая ей - стабилизация положения в обществе; вторая, исторически навязанная - программирование и реализация экономической эволюции.
Эта функция не являлась для нее совершенно чуждой, он естественным образом «перекочевала» из советской практики, где труд и капитал не имели собственных социальных позиций.
А с каких позиций действовала российская власть? Да с тех, которые ей были совершенно добровольно предоставлены формальными субъектами общества: трудом и капиталом - с позиций барина.
Заметим, что эти позиции российская власть не узурпировала, а занимала на правах наиболее социально зрелого института, института высокоструктурированного, владеющего завершенной методологией (но не методикой), объективно являющегося носителем исторической перспективы общества.
Важно отметить и тот факт, что «среднестатистический» уровень культуры персонала государственных органов по данным наших исследований существенно превышал уровень других субъектов общества.
Естественно, что в этой ситуации прогресс во взаимоотношениях государства, труда и капитала обусловлен действиями гос. аппарата.
Особенностью этой культуры является то, что ее предметом являются интересы других субъектов, тогда как предмет культуры Фактора Труда и Капитала содержится, главным образом, в рамках их собственных интересов. Это вполне понятно, так как еще идет процесс структурирования этих Факторов.
Вместе с тем это указывает и на заметную разницу в степени социальной зрелости и в гуманистической содержательности стереотипов тех и иных субъектов общества. Ситуация эта все время меняется в лучшую сторону - ориентиры на культурные ценности все более заметны в различных слоях общества, однако согласно ДРР до 2007-2010 гг. положение еще нельзя считать благополучным.
Итак, государственная власть постоянно эволюционирует, решая повседневные задачи государственного строительства, имея слабую опору в лице труда и капитала. При этом управленческие технологии достаточно быстро совершенствуются.
Итак, мы видим, как законодательное поле засевается практически из одного сита единственным сеятелем - гос. аппаратом.
Стоит ли тогда удивляться его всходам!
Конечно, это не то, чего скорее всего хотелось бы другим «едокам» (Труду и Капиталу), но тем не менее, пища вполне им по возрасту. А раз так, то и исторический процесс продолжает плавно разворачиваться.
Отсутствие серьезных возмущений в этом процессе - главное достижение деятельности гос. аппарата. Разумеется, его деятельность не свободна от негативных явлений.
Во-первых, при нынешнем раскладе общественных сил, положение гос. аппарата допускает и предполагает известную долю волюнтаризма, как естественное следствие отсутствия в обществе равноправных по исторической зрелости участников конструктивного диалога. Гос. аппарат - безусловный лидер, а потому свободен в выборе средств реализации своих функций.
Во-вторых, как собственник финансовых и материальных ресурсов, он становится объектом глобального прессинга со стороны Фактора Социальной Деструктивности. Откуда проистекают истинные причины коррупции.
В настоящий период и до 2004-2005 гг. гос. аппарат обречен на аномальные размеры коррупции (см. ДРР). Поэтому бороться с коррупцией, не понимая ее действительную природу, бессмысленно.
Тем более абсурдно обвинять гос. аппарат в порождении коррупции. Это может быть следствием только полной неосведомленности о протекающем в стране реальном историческом процессе.
К сожалению, активное муссирование в СМИ тем коррумпированности чиновников уводит внимание от очага этих метастаз. Совершенно игнорируется тот факт, что и в других сферах, в т.ч. в сфере бизнеса положение дел не лучше.
Социальная деструктивность - это общая болезнь общества, причем именно гос. аппарат менее всего подвержен ей в силу, как уже отмечалось, и исторической зрелости, и системного оперирования конструктивными моделями, без чего он как механизм просто не мог бы существовать.
Отсюда, кстати, проистекает не только более высокий профессиональный уровень «среднестатистического» чиновника, но и мотивы служение достойному делу, присущие огромной массе специалистов. А по последнему показателю, характеризующему моральный уровень среды, например, бизнес отстает весьма существенно.
Не желая умалить заслугу всех тех честных и мужественных людей, которые встали на борьбу с коррупцией, все же заметим, что побеждена она будет историей.
Ресурсы ФСД в соответствии с ходом естественного исторического процесса будут перетекать в ФТ и ФК, структурируясь в конструктивные формы деятельности (см. ДРР).
Таким образом, из ДРР легко видеть, что до 1998 г. Государственная власть плавно эволюционировала в направлении стандартных форм, сохраняя доминанту сугубо собственных мотивов.
Затем с «созреванием» конструктивных сил ФТ и ФК и до 2002-2003 гг., она развивается в диалоге с этими Факторами, дистанцируясь от непрерывно слабеющего ФСД. Приоритеты гос. власти при этом смещаются в сторону социальных и экономических вопросов.
Говорить же собственно о трансформации как эффекте перехода количества в качество следует после 2003г. Тогда власть будет действовать в совершенно иных условиях, аккумулируя интеллектуальный и духовный потенциал нации для решения новых насущных задач, порождаемых вступлением в период борьбы (возможно, даже схватки) Труда и Капитала.
Есть все основания считать, что к этим новым своим функциям российская власть подойдет достаточно подготовленной, эффективно оперируя накопленным опытом и своей компетенцией.
 
Н.Б. Покровский
 
 
 
В России - не экономический,
а глубинный культурный кризис
Анализ экономической ситуации в стране, ее материальных и трудовых ресурсов, потенциала потребительского спроса и ряда других конкретных компонентов российской действительности, совершенно ясно указывает на отсутствие необходимых причин для столь длительной стагнации экономической депрессии.
Это наводит на мысль, что причины этой депрессии не в сфере экономики, или во всяком случае не только экономики, а реализуется влияние каких-то дополнительных мощных факторов.
Каковы эти факторы?
Достаточно убедительно на них указывает разработанная Гуманитарным Фондом Диаграмма ДРР.
Во-первых, это, конечно, неразвитость основного субъекта рыночной экономики - Фактора Капитала.
Только к 2002-2003 гг. этот Фактор завершит процесс своего структурирования. И это, кстати, весьма своевременно, так как к этому времени существенно ослабнут глубоко скрытые регенерационные процессы, описанные в работе параметром АПВ (Активность Процессов Выживания).
Во-вторых, особое внимание к ситуации привлекает состояние культуры, которое характеризует индекс ИВ (КП) - индекс востребованности культурного потенциала.
Примечательно то, что его величина к началу 1990-х упала ниже критического уровня, равного примерно 0,33. По Условию 1/3 это должно указывать на начало процессов деструктуризации, практически распада, разложения.
С таких условий начинается деградация нации. Только мощный всплеск АПВ смог вырвать нацию из водоворота Леты. В действительности опасность для государства исходит не из сферы экономики, а из сферы культуры.
Рассмотрим этот аспект подробнее: какова же природа культурного кризиса?
Сначала отметим конкретное влияние культуры на экономику. В статье «Российская промышленность: в знании - сила» (журнал «Мост», ноябрь 1998) нами уже говорилось, что налоговая система, выражая идеологию общества, таким образом является специальным продуктом культуры.
Еще раз подчеркнем, налоговая политика - это продукт не экономики, а культуры, выражающий приоритеты общественного уклада. Что же для этого уклада является безусловно типичным?
Это практически безграничное пренебрежение к Труду.
Обессмысливание труда в крупномасштабных акциях, малоэффективных и просто ненужных стройках, уничтожение продуктов труда, тотальная терпимость к ужасающе низкому качеству продукта труда, типично российские позиции в оценке и методах оплаты труда - все это проявления безусловно национальных стереотипов.
При этом важно понять, что их корни уходят в глубину веков, возможно, к периоду татаро-монгольского господства, уже не говоря о петровской эпохе.
Споры по вопросу о самоценности труда идут с библейских («В поте лица своего будешь добывать хлеб свой» - сказал Господь Адаму, противопоставив таким образом труд как проклятие и «не труд» как счастье) до наших времен, когда многие экономисты относят к труду всякие умственные и физические усилия, направленные на получение какого-либо результата за исключением «…удовлетворения, получаемого непосредственно от самой работы». /Маршалл А. Принципы экономической науки. М, 1993, с.124/.
Некоторые авторы пытаются сочетать целевую и ценностную  стороны труда, определяя последний как процесс по преобразованию ресурсов природы, совершаемый человеком «либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому». /Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М, 1998, с.7/.
Крупнейший специалист по российской истории, профессор, доктор истор. наук, декан исторического Факультета СПбГУ И.Я. Фроянов в своей работе «Октябрь семнадцатого» (СПб, 1997) отмечает: «... именно в петровское время обозначилась пропасть между дворянским сословием и трудовой массой населения, прежде всего крестьянством» и приводит утверждение  И.Л. Солоневича о преобразованиях Петра 1, которые мы «расхлебываем до сих пор - третьим Интернационалом, террором и голодом, законными наследниками деяний Великого Петра».
В статье «Россия инвестирует во власть» (Мост, февраль 1999) ее автор к.ф.н. А.В. Баранов высказывает суждение, которое практические не встретило оппонентов: «на Руси давно плохо относились к труду». Заметим, что если сам труд, конечно, компонент экономики, то отношение к труду целиком лежит в сфере культуры.
И что же следует из этого отношения? - Все последние 200 лет российской истории.
Презрение к труду и человеку труда, в лучшем случае - неуважение нему, выдвинуло в качестве альтернативы идею служения и качества слуги. При этом категория слуги могла достигать высшей социальной оценки «слуга государя». Но и роль слуги самого заштатного барина была социально (но не экономически) «освящена».
Таким образом, категория слуги, а не работника была безусловно признана национальной идеологией.
Отметим также, что российская интеллигенция немало способствовала закреплению этого стереотипа, как своей терпимостью к нему, своим энтузиазмом служения, и даже своим пренебрежением к фигуре мещанина и купца, повинных в том, что они трудятся ради материальных благ (реализуя важнейшие механизмы экономики).
Таким образом, служила, именно служила, иногда вдохновенно («служить бы рад...» Чацкий) практически вся нация. В этих условиях национальная культура жестко антагонистична идеалам рыночной экономики, которая оперирует товаром как овеществленным трудом.
Национальная культура в таком состоянии практически исключает рыночные отношения. Октябрьская революция была органичным продуктом этой культуры.
Что же мы имеем сегодня на российском рынке? Несложные расчеты показывают, что от 70 до 85% (а иногда и выше) величины товарно-денежной массы, обращаемой в обществе, составляют налоги, т.е. государственная (государева) повинность.
Т.о., экономическая система оперирует не овеществленным трудом, а преимущественно государственными повинностями. Эта ситуация очень близка к докапиталистической формации, например, феодальному укладу. Стоит ли удивляться, что темы развития производительных сил почти в точности отвечают этому историческому этапу цивилизации.
Тот факт, что в любом российском продукте овеществленный труд, являющийся предметом рыночных отношений, представлен ничтожным образом по сравнению с атрибутом феодальных отношений, не позволяет говорить сегодня о стандартной рыночной экономике в России.
Этим негативная ситуация не исчерпывается. Именно труд в значительной степени является реальным основанием морали общества. Унижая труд, мы унижаем и личность как носитель морали и созидательной идеологии труда.
Ужасы национальной истории - это естественное следствие определенных стереотипов национальной культуры, общественных позиций личности каждого гражданина. В позициях личности реализует себя культура общества.
Каково же сегодня положение личности в обществе? Поскольку нас интересует экономический аспект, обратимся к предпринимателям.
По степени своей ответственности перед государством предприниматель находится в наиболее тяжелом положении. Малейшая ошибка в налоговых отношениях (кстати, усилиями государства весьма замысловатых) вызывает огромные штрафы, ставящие предприятие на грань краха.
В газете «Предприниматель Петербурга» (№3/135, январь 1999) в статье «Ответственность налогоплательщиков стала «облегченной»», прямо отмечается общеизвестный факт, что «несущественное нарушение налогового законодательства может повлечь за собой банкротство», т.е. в одночасье будет уничтожен результат колоссального напряжение ума, воли, физических сил (смерть от инсультов и инфарктов среди предпринимателей не редкость).
При этом будет уничтожена «ячейка рыночной экономики» приоритетами докапиталистической идеологии (культуры).
Такой меры ответственности не несет ни одна категория граждан.
Актуальным становится вопрос о дискриминации по социальному признаку.
Именно у предпринимателей наиболее сужены права в отношении материальных результатов их труда, основная их часть немедленно становится собственностью государства в виде налогов.
Каковы же тогда свободы личности?
Это уже правовая проблема, т.е. проблема из сферы культуры.
Т.о., можно констатировать в России не экономический, а глубинный затяжной историко-культурный кризис. Экономическая депрессия при этом - лишь одна из форм его проявления.
Пути преодоления этого кризиса четко прочитываются по ДРР. Повышение культурного уровня общества обусловлено хозяйственной деятельностью, новыми развивающимися Трудовыми отношениями.
Именно в сфере экономики формируются новые культурные ценности и приоритеты личности как созидающего фактора.
Большой вклад в этот прогресс могут внести руководители крупных предприятий и общественных организаций, способствуя просвещению граждан. Только само общество должно создать внутри себя новые общественные технологии, основанные на достижениях мировой и национальной культуры.
Журнал ЛиК один из первых обратился к этим ориентирам.
Н.Б. Покровский
 
 
 
 
 
 
 
Интеллектуальная технология XXI века
(новое или утраченное?)
 
Очевидно, ничто не может возникнуть раньше своего срока, который определяется насущной необходимостью. В полной мере это относится к МСА. Метод начал “вызревать” давно почти 20 лет назад в ходе прикладных исследований в области металлургии, а “состоялся” полностью только в период 1993-1995 г.г. В это время нами велись интенсивные исследования того исторического процесса, который уже развернулся во всей своей полноте в России. Точнее этот исторический процесс, развернулся гораздо раньше в 60-е годы. а к 1990-1992г.г. приобрел вполне завершенные и ясные черты. Вот в этот период и возникла идея с максимальной точностью определить все основные параметры процесса, природа которого для исследователей была уже совершенно ясна. Хочу еще раз отметить, что именно ясность понимания природы объективного исторического процесса, протекающего в стране, вызвала соблазн описать его с максимальной полнотой, сто всеми подробностями этой уникальной фазы реальной “исторической интриги”, которая длиться уже около 800 лет. Именно для того, чтобы выявить мельчайшие подробности этой фазы и потребовались совершенно новые средства, принципиально новый инструментарий. Таковым и явился МСА.
Говорить о принципиальной новизне метода, его ярком отличии позволяет следующее. В средние века в европейской цивилизации произошло разделение ранее единого метода познания мира. В два самостоятельных направления выделились наука и искусство. Наука занялась логическим исследованием причинно-следственных связей, непрерывно деля целое на все более мелкие части. А искусство двигалось по пути образного восприятия целого, все более отдаляясь от вещественных деталей, придя, наконец, к абстракционизму и сюрреализму. При этом наука и искусство не стали двумя параллельными направлениями. Они напоминают два расходящихся луча, расстояние между которыми непрерывно растет. Кстати, тоже самое происходило и внутри этих лучей. Для познания мира применялись все более специальные средства, и люди делающие это все менее понимали даже друг друга. Так, например, известно высказывание Сезанна о картинах Ван Гога как “мазня сумасшедшего”. А на Международной школе социологии, проходившей 13 ноября в Санкт-Петербурге, совершенно естественно звучало утверждение, что уже ученые разных областей знаний не могут понять друг друга.
За все и всегда приходится чем-то заплатить. Мы проникли на невероятную глубину в толщу мироздания, ( наука объясняет нам состояние Вселенной через доли секунды после ее возникновения), но при этом мы утратили целостность картины мира, цельность восприятия. Зачастую исследователи напоминают собой пловцов в лодке, которая скользит по воде в полном мраке, только звезды горят на небе. И пловцы научились с поразительной точностью узнавать свои координаты по этим звездам, но совершенно не представляют себе состояние акватории. Это может быть и река, и озеро, и море. В любом месте может быть суша или встречная лодка, но это не известно пловцам.
Трудно удержаться, чтобы не привести такой анекдот. Два воздухоплавателя находятся в корзине воздушного шара. Шар неожиданно попадает в непроницаемый туман и воздухоплаватели решают срочно приземлиться. Спустившись, они натыкаются на куст и хватаются за него. За кустом они обнаруживают человека и спрашивают его “Где мы?”. Человек надолго задумался, наконец, отвечает “Вы в корзине воздушного шара”. Удивленные неожиданным ответом, воздухоплаватели выпустили из рук куст и взмыли вверх. Им стало интересно кого они встретили внизу и они стали рассуждать: “Человек надолго задумался чтобы дать ответ на элементарный вопрос, его ответ был абсолютно точен, но при этом он был и ни к чему не пригоден. Значит это математик!”.
Я приношу извинения всем представителям этой бесспорно великой и уважаемой науки и надеюсь, что меня правильно поймут, учитывая главную идею, которую поясняет этот казус.
Проблему локального, не целостного знания поясняет и анализ ситуации грехопадения Адама и Евы, приведенный в статье “Грехопадение”, “ЛиК” № 2 1999. Примеров может быть множество. Здесь важно лишь отметить, что различные области знания настолько сильно дистанцированы друг от друга, что это стало затруднять использование бесценного научного материала для решения практических задач. Попыткой преодолеть это препятствие и стала разработка Структурного метода анализа.
Уже само определение говорит о том, что исследователь рассматривает некую целостную структуру. Но ведь согласно строгой научной логике, целостная структура как раз и создается из четко определенных частей !Какая же структура без взаимосвязанных частей?! Действительно следуя только одной научной логике, монополии этой логики, мы не можем получить целостную структуру без ее предварительной детализации. Но если использовать метод образного мышления, на котором “держится” все искусство, то это становится возможным. Мы назвали этот прием “бипольной логикой”.
 
 
Интеллектуальная технология XXI века
(новое или утраченное?)
Продолжение (начало см. в №1 - 2000).
 
 
Согласно бипольной логике первым собственно творческим актом познания является формирование образа того объекта, который предстоит изучать.. Для этого используется вся сумма знаний о нем, а так уже все возможные данные наук, которые могут хоть как-то дополнить представление об этом объекте. При этом уже на ранней стадии исследования реализуется принцип “все во всем”, без которого невозможно постижение целостной картины. Все привлеченные знания необходимо суммировать, что требует значительного вклада интуиции. При этом необходимо следовать правилу - никакой трансформации парадигм. То есть не допускаются какие-либо произвольные изменения в общепризнанных научных положениях. Этим самым сохраняется целостность исходного аппарата науки. Таким образом применяются только стандартные положения и устойчивые схемы. Однако сопряжение их в целостный образ может производиться совершенно произвольно, интуитивно. Разумеется, у разных исследователей могут быть получены совершенно разные, несхожие образы объекта. Ничего страшного! Главное, чтобы эти образы были целостными, непротиворечивыми внутри себя и завершенными. Из этого условия становится очевидным целесообразность привлечения совершенно различных специалистов. Их выбор может быть произвольным, ведь мы еще ничего не знаем об объекте. Так в одной группе, занимающейся, например, продвижением на рынок кондитерских изделий могут быть и врачи, и философы, и математики , и физики, и воспитатели детских садов и Бог еще знает кто. Но всегда не лишнее участие музыканта или художника, наверное, уже понятно почему? Для контроля за ходом образного мышления.
Следующий шаг - визуализация образа. Образ должен быть зафиксирован в виде графиков и шкал, которые представляют все использованные знания. Использование графиков является обязательным так как при этом отражаются функциональные возможности структуры во времени или во взаимодействии ее различных частей. Те данные, которые не могут быть выражены графически, исключаются из рассмотрения, как неадекватные реальному объекту. В ходе визуализации происходит глубокое постижение образа (но еще не самого объекта), овладение его природой (хотя и вторичной по отношению к объекту). В ходе этих операций в создаваемом образе запечатлеваются динамические и статические характеристики объекта, т.е. основные его параметры, что и составляет главную цель работы. Зная эти параметры не составит труда прогнозировать динамику и состояние объекта. Последние должны быть разделены на динамические и статические факторы. Динамические факторы - это как бы подвижные элементы структуры, обеспечивающие ее жизнедеятельность, ее функционирование. Статические факторы отражают те эффекты, которые при этом создаются структурой. Легко видеть, что если мы смогли сформировать тот образ, который допускает динамику, не “ломающую” этот образ, то мы существенно приблизились к познанию объекта (хотя еще это познание и не гарантировано).
Поясним, как оперировать динамическими и статистическими факторами. Во-первых, их необходимо индексировать, т.е. соотнести их с неким эталоном. Для статических факторов таким эталоном является Единица, и индекс фактора соответственно может изменяться от 0 до 1. Для динамических факторов таким эталоном является их сумма, также равная единице. В пределах этой сумму индекс каждого фактора может принимать любые значения, но и сумма должна быть постоянной. Но при этом следует учитывать следующее. Любая открытая система производит энтропию, т.е. осуществляется процесс противоположный структурированию системы. Таким образом, говоря о реальной структуре, мы должны иметь в виду, что в ней действует как «конструктивные» факторы, обеспечивающие ее функционирование, так и всегда присутствует “деструктивный” фактор. По отношению к 1 его индекс следует принять равным величине 0,25-0,35 (по “Условию 1/3” о котором говорилось ранее в статье “Россия - черты настоящего и будущего”, ЛиК, № 1, 1999 г.) Таким образом, сумма динамических факторов вместе с деструктивным будет составлять 1,25-1,35. И уже в пределах этой суммы мы рассматриваем Индексы всех динамических факторов.
Следует отметить, что МСА наиболее применим для изменяющихся ситуаций, так как именно динамика системы (структуры) сопоставляемая с производимыми эффектами и является критерием достоверности образа объекта, а значит и наших выводов о его “жизнедеятельности”.
Для пояснения всего сказанного может служить конкретный пример с Теорией развития России доя 2015 г., основные положения которой отражены на ДРР (Диаграмма развития России до 2015 г.).
В данном случае мы рассматривали исторический процесс в России, как вполне структурированный предмет исследования. Динамическими факторами в обществе выступают власть, труд, капитал. Именно эти факторы тесно взаимосвязаны, причем изменение влияния одного тут же ведет к изменению влияния других. Совершенно очевидно, что, например, Индекс Фактора Власти тем выше, чем ниже Индексы факторов Труда или Капитала. То есть мы имеем четкую систему сил-факторов, действие которых определяет состояние общества. Со всей очевидностью присутствует в системе и деструктивный фактор (Фактор Социальной Деструктивности ФСД), который отражает всю совокупность неформальных отношений, реализуемых в теневой сфере. Наличие этих 4 факторов бесспорно и поэтому они и описывают образ российского общества (как и любого другого общества).
Статистические факторы должны фиксировать эффекты влияния динамических. Такими эффектами можно принять состояние культуры и экономики (хотя, разумеется, экономика также является компонентом культуры). Под культурой мы здесь понимаем искусство и науку и выражаем состояние этой сферы общества Индексом Востребованности (ИВ) Культурного Потенциала (КП). При этом исследователи сочли целесообразным особо выделить из сферы культуры так называемый «прагматичный интеллект» - ту сферу интеллектуального труда, которая «обслуживает» текущие сиюминутные потребности общества. Совершенно очевидно, что его динамические характеристики будут существенно отличаться от остальной части макропараметра КП. Индексы обоих факторов достаточно “емко” характеризуют состояние общества и поэтому вполне соответствуют требованиям, предъявляемым к статистическим факторам. Дополнительно к ним введен Фактор Православной Веры (ПВ), который, если не прямо, то косвенно характеризует степень структурированности российского общества, государственности.
Указанные Факторы дополняет Экономический Потенциал (ЭП), Индекс которого указывает на состояние экономики в целом. Типичным примером “совмещения” знаний может служить введение такого Фактора, как Активность Процессов Выживания (АПВ). Данное понятие перенесено из биологии и отражает тот объективный факт, что живые системы в критических ситуациях “включают” свои резервы жизнеобеспечения, которые могут существенно превосходить обычную интенсивность данных процессов. Игнорировать данный факт в человеческом сообществе нет оснований. Учет же его позволил сделать очень важные заключения об условиях стабилизации экономики. Последнее оказалось важнейшим звеном в цепи взаимосвязанных обстоятельств. Наличие этого звена позволило собрать все части структуры исторического процесса в единый завершенный образ. Без учета этого мощного фактора просто невозможно ЗРИМО представить движущую силу позитивных преобразований при доминирующем Факторе Социальной Деструктивности. Можно сказать, что АПВ поставил все точки над “И”, но потребовалось определенное усилие исследовательской воли, чтобы внести в число рассматриваемых понятий и данное, не связанное прямо с обычными нашими представлениями о социальных и экономических процессах. Это весьма выразительный пример эффективности образного мышления, а также необходимости точного следования принципам МСА.
Исключительно интересным показателем, на наш взгляд, является Фактор Исторической Личности (ИЛ), вероятность появления которой (которых) в обществе оценивается Индексом ИВт. Последний уже непосредственно указывает на процессы государствообразующего характера. Не обсуждая вопрос о том, как влияет личность на историю, и влияет ли вообще, можно утверждать, что само присутствие личности с приоритетами исторической перспективы точно указывает на степень структурированности процесса формирования государственного уклада.
Итак, перечисленные Факторы дали в сумме полную картину исторического процесса в России, его ретроспективы и перспективы, скрытых сил и возможностей. На основании полученных данных не составляет труда разрабатывать стратегию и тактику действий любого субъекта общества от макроинститутов до отдельной личности. Определение сферы инвестиций и выбор наиболее востребованной профессии, даже мода, как уже было показано в №2 данного журнала, является довольно несложной операцией.
В данной статье не представляется возможным описать методы расчета величин Индексов. На современном этапе это - очень громоздкая операция с использованием физико-математического аппарата, и, конечно, известной доли интуиции. В самых общих чертах можно сказать, что вопрос решается путем постепенного приближения всех факторов к взаимообусловленному состоянию. Очевидно, эту операцию различные исследователи могут проводить различным путем, возможно, гораздо более совершенным, чем это сделали мы.
Описанный способ познания реальной действительности соединил в себе разрозненные методы науки и искусства. Уже поэтому его нельзя назвать новым. Наши не столь отдаленные предки познавали мир точно также. Можно с некоторой условностью отметить многие общие черты данного метода МСА с психоанализом Зигмунда Фрейда, что еще меньше дает оснований для авторских притязаний разработчиков метода. Тем больше оснований для надежд, что интеллектуальные технологии
XIX века смогут преодолеть возникшие водоразделы, обрести то единство и гармонию, которыми нас восхищает наш постоянный предмет исследования - Природа.
 
Н.Б. Покровский,
«Гуманитарный фонд»
 
 
 
 
Концептуальные основы понимания культуры как базы трансформаций общества.
 
Слово «культура» несет в себе различные смыслы, которые можно объединить в 4 группы:
Ё    общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития;
Ё    состояние общества, основанное на определенном уровне разработанности права, порядка, мягкости
нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова
цивилизация;
Ё    абстрактное указание на особенности, специфические черты способа существования или образа жизни,
свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду (культура
людей племени мумба-юмба, культура средневековья, культура хиппи);
Ё    формы и продукты интеллектуальной и, прежде всего, художественной деятельности: музыка,
литература, живопись, театр, кино и т.д. (то есть, все то, чем занимается министерство культуры); пожалуй,
именно этот смысл слова
культура наиболее распространен среди широкой публики.
Можно отметить общие черты этих значений:
1)     это престижные значения;
2)     это нечто абстрактное - абстрактные значения, духовная, умственная деятельность, нематериальные
ценности.
Понятие культуры включает различные интерпретации - известно более 250 определений.
Антрополог Э. Тайлор определяет культуру так: “Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”. Лингвист Э. Сепир пишет: культура - это “социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни”.
Т. Парсонс дает следующее определение: “Культура формирует систему ценностей для индивида, которые включают в себя знания и верования, из них индивид выбирает модели и средства поведения, эти ценности имеют общее значение, а не только для конкретного общества в конкретный период его развития”. Философ Т. Карвер: “Культура - это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека”.
Психологи ставят акцент на адаптации человека к среде, научение, формирование привычек. Приведем определение психоаналитика Г. Рохайма: “Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации”.
Культура есть артефакт, продукт; совокупность идей; вещи и явления, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем “символизацией”; то, что отличает человека от животных. «Изменения в культуре осуществляются индивидом (человеком) и группами - на уровне семьи и малых групп (коллег, друзей, единомышленников) возникают и распространяются культурные инновации. К таким группам относятся собственно культурно-типологические единицы - цивилизации, локальные культуры (этнического или метаэтнического характера), субкультуры (профессиональные, конфессиональные, возрастные, субкультуры малых групп и т.д.)».
Философ Шелер высказывает такую мысль: “Уникальность положения человека в космосе выражается в том, что он не имеет в нем заранее фиксированного места и, чтобы утвердить себя, создает культуру”.
Процесс анализа среды обитания и выделения в ней элементов, необходимых для выживания, есть процесс приписывания значений элементам среды, ориентация на значения приводит к тому, что поведение человека становится осмысленным и понимаемым и для самого действующего индивида, и для наблюдателя. Культура - это основа для интерпретации сигналов.
Человек приходит в мир уже готовых значений, из которых складываются предметы его культурной среды, его “второй природы”. Он рассматривает их как объективные реальности, равные по своему онтологическому статусу реальностям природы. Но это - смысловые реальности, обусловленные в своем существовании человеческой активностью и человеческим поведением.
Сталкиваясь с явлениями внешнего мира, которые он не мог спрогнозировать на основе прежних представлений, человек вынужден изменять культуру, однако это происходит лишь по мере накопления опыта неудачного прогнозирования - таким образом, культура служит одновременно основой эффективного реагирования человека на внешние стимулы и ограничением вариантов его поведения.
Продукты культуры, искусство, литература и проч. первыми выражают в себе новые потребности членов общества в адаптированных к изменившимся условиям среды моделях поведения и интерпретации. Таким образом, продукция сфер культуры воплощает в себе социальные трансформации.
 
Н. Покровская.
 
 
 
 
 
 
Терроризм - продукт цивилизации
 
В статье «Гуманитарный фонд предупреждает», ЛиК №1 за 1999 год, рассказывалось о разработанной специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» Теории отстранения. Согласно этой теории тип мышление современного  человека существенно отличается от типа мышления наших предков. Это различие начало формироваться с начала 19 века в связи с интенсивным техническим прогрессом, который коренным образом изменил  характер трудовой деятельности и само отношение человека к Природе
Человек все больше отстранялся от предмета труда, используя все  более сложные конструкции орудий труда. Все более человек дистанцировался и от самой Природы. Новые условия  его существования привели к тому, что в процессах мышления человека стали преобладать интровертные технологии, тогда как раньше доминировали экстравертные. Теория отстранения показывает, что интровертная сфера мышления содержит
  практически всю сумму деструктивных мотивов поведения, таких как - терроризм, суицид ( «агрессивная интровертность»), наркомания ( «пассивная интровертность»).
В указанной статье также говорилось, что с 1990-х годов этот процесс глобальной трансформации технологии мышления человека переходит в новую завершающую  фазу. При этом следует ожидать роста масштабов проявлений указанных деструктивных позиций человека. В статье было прямо отмечено: «Можно предположить, что в период 2020-27 гг. резко возрастет число актов вандализма, террора, самоубийств. Наркомания станет обычным явлением, своего рода, идеологическим стереотипом».
Реальные события последнего десятилетия, к сожалению, подтверждают сделанные прогнозы. Подтвердилась и оценка операции в Афганистане, проведенной США, которая была дана в статье «Первая мировая война с терроризмом …проиграна», ЛиК, № 5/6, 2001 г. Специалисты  Гуманитарного фонда, исходя из природы явления, указали на совершенно иной путь преодоления этого тяжелого последствия технической революции - «Войну с терроризмом выиграет только Учитель, а не генералы….»
Терроризм - это проявление глубоких изменений в сознании современного человека, ориентированного на интровертные способы мышления. Одним из неявных следствий этого важно отметить принципиальное нарушение развития человека, как это было показано в статье «Как я мыслю, так и существую», ЛиК, № 2, 2000г. Об этом же специалисты Гуманитарного фонда предупреждали в статье «Развитие или деградация», ЛиК, № 4 за 2000г., где говорилось о  школьном образовании.
Терроризм как продукт современной техногенной цивилизации является идеологией и способом существования определенной категории людей. И численность этой категории будет всё время расти. Здесь хотелось бы отметить, что, основываясь на системном подходе к изучению явления, используя сделанные открытия о законах функционирования систем, специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд» за 10 лет не дали ни одного ошибочного прогноза в различных областях жизни общества. Поэтому хотелось бы призвать к внимательному отношению к прогнозам Гуманитарного фонда.
К таким прогнозам относится и вывод наших специалистов о том, что необходимо коренное изменение программ школьного образования. Эта задача является первоочередной для современной цивилизации. В основу этих изменений должна быть положена совершенно другая МЕТОДОЛОГИЯ. Принципы этой методологии необходимо вырабатывать, исходя из условий позитивного развития человеческой личности, из глубокого понимания механизма этого развития. Решение этой задачи имеет огромную сферу  применения, например, в бизнесе,  в управлении предприятием, экономическим , социальным и культурным развитием общества.
Поставленная проблема по сути своей является междисциплинарной, и может быть решена только совместными усилиями широкого круга специалистов. Специалисты ЗАО «Гуманитарный фонд» стараются внести свой вклад в решение этой проблемы и открыты для широкого сотрудничества.
 
Т.Л.Сивкова
Начальник Отдела прикладной культурологии
ЗАО «Гуманитарный фонд»
 
 
 
Проблемы ЕС - проблемы
европейского мышления?
 
Проблемы Европейского Союза, которые сегодня обсуждаются на самых высших уровнях ЕС, все больше дают повод обратиться к их природе, т.е. к фундаментальному аспекту.
По мнению специалистов ЗАО «Гуманитарный фонд», для европейской аналитической мысли сегодня наиболее типичен подход, который в широком обращении получил определение - «оцифровка». Это стремление оперировать числовыми комплексами, которые характеризуют состояние объекта.
Известно, что развитие любой системы протекает путем смены состояний, которые наступают, когда уровень Энтропии системы достигает предела. Эта - бифуркация, когда рождаются формы нового состояния системы. Умея фиксировать уровень Энтропии, его можно поддерживать в определенных пределах, избегая наступления бифуркации и в то же время обеспечивая формирование компонентов нового состояния системы. Для этого требуется обеспечивать оптимальное соотношение основных критериальных факторов системы. Это - три интегральных фактора, один из которых выражает категорию прошлого, другой - настоящего, третий - будущего. Их эквиваленты в социальных системах - такие категории культуры, как соответственно - стереотипы этики, эстетики и прагматичного интеллекта. Замечательно то, что все эти категории поддаются не только измерению, но и целевому воздействию в определенных масштабах,
то есть, управлению! Это и есть инструментарий для того, чтобы избегать кризисов или их максимально смягчать.
Однако методы «оцифровки» не годятся для такого подхода. Ведь требуется допускать определенный уровень Энтропии, заданные масштабы хаоса, беспорядка. Но именно к противоположному стремится указанный тип европейского мышления. «Измерять хаос» сегодня можно только
ощущением его, что, естественно, вносит в управление системой значительную долю субъективного элемента. Это совершенно не приемлемо для европейской мысли, которая просто отшатнется от любого проявления волюнтаризма. Ей так уютно в структурированной обстановке, что вряд ли она добровольно покинет ее и выйдет навстречу игре стихий. Уж очень большой путь проделан, чтобы уйти от этих «игр»! Но тогда возникает опасность, что сама стихия будет врываться в уютные европейские квартиры. Ведь ни у кого нет страхового полиса Природы.
Только хаос может быть той средой, которая создает алгоритмы новых состояний. Это, своего рода, - обратная связь с системными процессами. А можем ли мы себе представить управление системой без обратной связи? В умелом взаимодействии с хаосом главная роль отводится мыслящему и чувствующему субъекту, то есть - человеку. А системная реализация этого взаимодействия обеспечивается фундаментальными категориями культуры.
Европейский Союз - уникальная система с колоссальным потенциалом развития, имеющая к тому же принципиальное значение для человеческой цивилизации. В этой небольшой заметке мы попытались отметить роль таких фундаментальных категорий цивилизации, как Личность и Культура.
 
ЗАО "Гуманитарный фонд"
Hosted by uCoz